Кон Юзеф Гейманович

КОН Юзеф (Юзеф Альберт) Гейманович (17.3.1920, Краков - 12.11.1996, Петрозаводск), российский музыковед, педагог, заслуженный деятель искусств Карельской АССР (1980). Доктор искусствоведения (1988). Учился в Варшавском университете (1938-39), Львовской (1940-41), Ленинградской (в эвакуации) консерваториях. В 1948 окончил историко-теоретический факультет Ташкентской консерватории. В 1947-1949 научный сотрудник Института искусствознания Узбекской ССР, преподавал с 1947 в Ташкентской, с 1963 в Новосибирской консерваториях, с 1970 - в филиале Ленинградской консерватории в Петрозаводске (с 1991 Петрозаводская консерватория). В «Заметках о ритме в "Великой священной пляске" из "Весны священной" Стравинского» (1966, опубликованы в сборнике «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров», 1971), применив математический двоичный код и статистические методики, опробованные в отечественном стиховедении, наглядно продемонстрировал экстатической динамику разнометричного ритма и его формообразующую роль в произведении. Автор многочисленных теоретических работ по ключевым вопросам развития музыки 20 века, в том числе лада (частично собраны в книге «Вопросы анализа современной музыки», 1982), гармонии и аккордики, открытой формы. Активно использовал данные смежных наук: философии, психологии, лингвистики, семиотики (в частности, идеи «неориторики» Ю. М. Лотмана). Составитель (совместно с Н. Ю. Гродницкой) книги очерков «Профессиональная музыка Карелии» (1995).

Соч.: А. Шёнберг и «критика языка» // Музыка. Язык. Традиция. Л., 1990; Избр. статьи о музыкальном языке. СПб., 1994; Скрябин и Берг: совпадение или влияние? // Нижегородский скрябинский альманах. Н. Новгород, 1995. Вып. 1; «Священное песнопение» Стравинского и риторика формы. Петрозаводск, 1996; Об открытости формы // Музыка: анализ и эстетика. Петрозаводск; СПб., 1997.

Лит.: Выбор и сочетание: открытая форма. Сб. статей к 75-летию Ю. Г. Кона. Петрозаводск; СПб., 1995; Ю. Кон: человек и ученый // Музыкальная академия. 1998. № 3/4. Кн. 2.