Конаковский фаянсовый завод

КОНАКОВСКИЙ ФАЯНСОВЫЙ ЗАВОД, одно из старейших российских предприятий по изготовлению фаянсовых изделий. Находится в г. Конаково. Основано в 1809 году в деревне Домкино Корчевского уезда Тверской губернии аптекарем из Богемии Ф. Х. Бриннером при участии мастеров с завода Гарднера (смотри Дмитровский фарфоровый завод) - заготовщика масс Рейнера и гончара-точильщика Кобоцкого. С сентября 1810 года завод принадлежал купцу А. Я. Ауэрбаху; в 1826-28 переведён в сельцо Кузнецово (с 1930 Конаково). В 1870-1918 завод принадлежал Товариществу М. С. Кузнецова (в первые годы этого периода назывался «Бывший Ауэрбах», иногда - Фабрика М. С. Кузнецова в Тверской губернии). В 1918 году национализирован. С 1924 Тверская фарфоро-фаянсовая фабрика имени М. И. Калинина (в Кузнецове); с 1931 года Конаковская фаянсовая фабрика имени М. И. Калинина (в 1937-92 Конаковский фаянсовый завод имени М. И. Калинина); с начала 1990-х годов ЗАО «Конаковский фаянс».

Успешному развитию завода способствовало полное обеспечение его отечественным сырьём. Несмотря на влияние изделий Киево-Межигорской фабрики и тонкого английского фаянса, на заводе в начале 19 века был разработан собственный стиль, разнообразный ассортимент. Отличительная черта изделий - сочетание ручной полихромной растительно-орнаментальной росписи (в 2-3 краски) с монохромным подглазурным печатным рисунком (с 1818), сохранявшееся до конца 19 века.

Реклама

Конаковский фаянсовый завод

Конаковский фаянсовый завод. И. Г. Фрих-Хар. Чайник «Верблюд». Фарфор. 1925-26. Дирекция художественных выставок (Москва).

Изделия зрелого классицизма (сервизы, штучная посуда и др.) отличают изящество пропорций, элегантность силуэта, мягкие благородные формы, декоративность живописи с использованием кобальтовой цветочной гирлянды. В формах сервизов используются «ложковый рельеф», «соломенная грань», особенно популярны «гранёные сервизы». В 1840-50-е годы однотонная печать дорисовывается яркими надглазурными красками, усложняется форма тарелок (широкий фестончатый борт). Большое внимание в рисунках уделялось военным сюжетам. С 1865 выпускается опак (высший сорт фаянса).

С конца 1880-х годов завод выпускал также фарфор (чайные и кофейные сервизы и др.), майолику (скульптуру, зеркала, киоты, камины, иконостасы, вазы, цветочные горшки, торшеры), полуфаянс, терракоту и строительные материалы. Многие изделия имитируют расписное и резное дерево, металл, растительные и животные формы. Сюжеты росписей иногда заимствовались из русской живописи 2-й половины 19 века. В стиле модерн в 1890-х годах выпускались вазы, сухарницы и пепельницы с использованием потечных глазурей. К 300-летию Дома Романовых было выполнено много изделий в русском стиле.

В 1833 году завод был удостоен права на использование государственного герба. Его продукция отмечалась медалями (в том числе Большой золотой на 1-й Московской мануфактурной выставке, 1831, и на Всемирной выставке 1889 в Париже).

В советское время завод был одним из основных предприятий по выпуску столовой посуды, бытовой и декоративной майолики. В 1920-е годы в его ассортименте сохранялись старые формы и рисунки. Новые влияния привнесены во 2-й половине 1920-х годов художниками И. Г. Фрих-Харом, И. С. Ефимовым, В. Е. Ковальским, С. Б. Прессман. В 1934 году на заводе организована художественная лаборатория (В. П. Бесперстова, Ефимов, А. Е. Зеленский, Г. И. Кепинов, С. Д. Лебедева, И. Л. Слоним, В. А. Фаворский, Фрих-Хар, М. П. Холодная, И. М. Чайков и др.). Профессиональные художники создавали уникальные образцы декоративной скульптуры и расписных блюд и тарелок. В 1930-50-е годы на заводе работали Т. 3. Подрябинников, наладивший роспись солями, П. М. Кожин и др.

Главными чертами стиля конаковского фаянса с 1940-х годов стали мягкость и текучесть функциональных форм; декоративная мазковая ручная роспись отличается особой нарядностью и живописностью. В 1950-е годы выпускался столовый ассортимент для общепита, но с конца 1950-х годов предпочтение отдавалось наборам и комплектам (для мёда, кваса, блинов, фруктов и т.п.). Завод производил изделия из майолики (с рельефным орнаментом), также посуду с ангобной цветочной росписью, с надглазурной и подглазурной живописью; освоил механизированные способы декорирования (декалькомания, трафарет, печать). После 1945 года продолжали работать мастера старшего поколения (С. К. Комков, П. Я. Корсаков, М. А. Овчинкин, М. И. Примочкин, Д. А. Шарабанкин и др.). Среди мастеров 1940-70-х годов: Г. Я. Альтерман, О. Г. Белова, братья В. И. и Г. И. Беляковы, Е. И. Беляков, И. В. Васильев, Г. Г. Вебер, Н. С. Гаврилов, О. П. Гагнидзе, Е. М. Гуревич, А. А. Казанков, Д. Э. Клювганг, Н. А. Коковихин, Ф. Н. Крохина, М. А. Левина, Н. А. Литвиненко, Р. Г. Михайлова (Алёшина), Р. Р. Михайловская-О’Коннель, Г. Б. Садиков, В. В. Семёнов, В. А. Сергеев, Л. С. Солодков, В. Г. Филянская, А. И. Хихеева, М. П. Холодная, В. П. Шинкаренко.

Изделия завода получали награды на Всемирных выставках в Париже (1937; Гран-при) и Брюсселе (1958; серебряная медаль).

Лит.: Арбат Ю. А. Конаковские умельцы. Калинин, 1957; Искусство керамики. Сб. ст. / Под редакцией Н. С. Степанян. М., 1970; Бубнова Е. А. Конаковский фаянс. М., 1978.

Т. Л. Астраханцева.