Кондратюк Юрий Васильевич

Смотрите также:

Кондратюк Юрий ВасильевичКОНДРАТЮК Юрий Васильевич (настоящие фамилия и имя Шаргей Александр Игнатьевич) [9(21).6.1897, Полтава - 3.10.1941, по другим данным, 23.2.1942], российский изобретатель, один из пионеров космонавтики. В 1916 году А. И. Шаргей поступил в Петроградский политехнический институт (ныне Санкт-Петербургский государственный технический университет); в ноябре того же года призван в армию; в 1917 в чине прапорщика направлен на Кавказский фронт. В марте 1918 Шаргей мобилизован в Белую Армию, из которой в апреле - мае бежал и прибыл в Полтаву. В июне 1918 переехал в Киев, где 31.8.1919 под угрозой расстрела опять мобилизован в Белую Армию, дезертировал, при этом лишился всех документов. В 1921, находясь на полулегальном положении, приобрёл документы умершего Ю. В. Кондратюка. В 1921-27 годах под фамилией Кондратюка работал на Южной Украине, Кубани и Северном Кавказе (смазчиком, прицепщиком вагонов, механиком на элеваторе).

В 1927 переехал в Западную Сибирь, затем на Алтай (работал на строительстве и механизации элеваторов и зернохранилищ). 31.7.1930 арестован по обвинению во вредительстве и осуждён на 3 года лагерей, которые были заменены на ссылку (работал в КБ ОГПУ). 28.4.1932 по представлению Наркомата тяжелой промышленности освобождён из ссылки. В 1932 принял участие в конкурсе на строительство ветроэлектростанции на горе Ай-Петри и занял 1-е место. Распоряжением наркома тяжёлой промышленности Г. К. Орджоникидзе переведён в Москву. В июле 1941 ушёл добровольцем в народное ополчение; в августе зачислен в состав Красной Армии, предположительно погиб в бою.

Реклама

Вопросами межпланетных сообщений Кондратюк начал заниматься с 16-летнего возраста. В 1919 закончил рукопись «Тем, кто будет читать, чтобы строить», в которой рассмотрел ряд вопросов ракетодинамики и конструкции ракет, в частности, независимо от К. Э. Циолковского вывел основное уравнение движения ракеты, дал схему и описание 4-ступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе и др. Впервые предложил при спуске КА в атмосфере использовать экран для управления аэродинамическими силами, который должен выполнять также функции теплозащиты. При полётах к другим планетам предложил выводить КК на орбиту её искусственного спутника, а для посадки и возвращения на КК применить небольшой взлётно-посадочный аппарат, отделяемый от КК (в 1969 предложение реализовано в США в программе «Apollo» при полёте на Луну; этот участок полёта назван «трассой Кондратюка»); рассмотрел многие вопросы, связанные с полётами в Солнечной системе: шлюз для выхода в открытый космос, скафандры; пертурбационный манёвр; возможность использования солнечной энергии с помощью зеркал-концентраторов.

В 1929 году в Новосибирске на собственные средства издал книгу «Завоевание межпланетных пространств», которая была переработанным и дополненным вариантом упомянутой рукописи. Эта работа была первой в мировой литературе, в которой проблемы осуществления космических полётов были рассмотрены с такой полнотой. В книге определена последовательность первых этапов освоения космического пространства, предложено «ракетное снабжение» искусственных спутников с Земли (это предложение реализовано в конце 1970-х годов в транспортной системе «Прогресс»).

Именем Кондратюка назван кратер на обратной стороне Луны.

Лит.: Даценко А. В. Жизнь в творческом горении. К., 1986; Романенко Б. И. Ю. В. Кондратюк. М., 1988; Раппопорт А. Г. Ю. В. Кондратюк (А. И. Шаргей). Траектория судьбы. Новосиб., 1990.

В. Л. Пономарёва.