Конфликтология

КОНФЛИКТОЛОГИЯ, междисциплинарная область исследований социальных конфликтов и практической работы с ними (профилактики, урегулирования и т. п.).

Основные этапы развития конфликтологии. Формирование «конфликтной» модели общества в 19-20 века происходило под влиянием работ К. Маркса, связывавшего конфликты с противоположными интересами социальных групп, берущих начало в отношениях собственности и её распределении. Маркс постулировал неизбежность классовой борьбы между эксплуататорами и эксплуатируемыми, становящейся главной движущей силой истории. Во 2-й половине 19 века представители дарвинизма социального (Л. Гумплович, У. Самнер, А. Смолл), описывавшие общество как арену борьбы за существование, видели в конфликте основную форму взаимодействия социального.

Основатель «социологии конфликта» Г. Зиммель рассматривал широкий спектр конфликтных явлений - между индивидом и обществом, между этническими группами, культурами, поколениями, полами и др. Конфликт, по Зиммелю, не обязательно приводит к разрушениям; он может выполнять важнейшие функции сохранения социальных отношений и систем, приводить к социальной интеграции. Конфликт понимается Зиммелем не просто как столкновение интересов, но и как выражение инстинктивной «естественной враждебности», которая является основой человеческих отношений наряду с симпатией между людьми.

Реклама

В 20 веке идеи К. Маркса и Г. Зиммеля были развиты Р. Дарендорфом («диалектическая теория конфликта») и Л. Козером («конфликтный функционализм»). По Дарендорфу, исходившему из неизбежности конфликтов в обществе, в постиндустриальном обществе основное социальное противоречие перемещается из экономической плоскости, из сферы отношений собственности в область отношений господства-подчинения, и основной конфликт оказывается связан с перераспределением власти.

Л. Козер в русле идей Г. Зиммеля сделал центром исследования позитивные функции конфликта - его способность ослаблять напряжение между антагонистами, объединять людей на основе общности ситуации, инициировать необходимые нововведения в социальной системе и тем способствовать её интеграции. Способность конфликта сдерживать больший конфликт получила у него название «зиммелевского парадокса»: «Наиболее эффективно от конфликта удерживает выявление соотношения сил, что зачастую возможно только в конфликте» (Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000. С. 162). Идеи о позитивных функциях конфликта подготовили почву для признания возможности протекания конфликтов в конструктивной форме и разработки методов управления ими.

В 1950-60-е годы возникает конфликтология как междисциплинарная область, объединяющая теоретические подходы и практику. В 1957 году обсуждение проблем социальных конфликтов было проведено Социологической ассоциацией ЮНЕСКО, что послужило организационным импульсом к проведению ряда конференций, созданию организаций, началу выпуска специальных журналов. Конфликтология оформлялась как область поиска средств предотвращения конфликтов и их ослабления, что было стимулировано опытом 2-й мировой войны; интересы конфликтологии смещались от теоретических описаний к практике управления конфликтами. В современной конфликтологии доминирует практический подход, что связано в том числе с рядом теоретических неудач: не удались попытки создания единой концептуальной схемы описания всех видов конфликтов, построения универсальной типологии конфликтов.

В российской науке развитие конфликтологии было заторможено идеологическим постулатом о бесконфликтном развитии советского общества. Изменение социальной ситуации в России привело к резкому возрастанию интереса к конфликтам, росту числа посвящённых им работ и оформлению отечественной конфликтологии. С 1991 года издаются периодические сборники «Социальные конфликты: Экспертиза. Прогнозирование. Технологии разрешения», проводятся конференции и т.д. Основное проблемное поле интереса российских специалистов лежит в области изучения политических, этнических, военных, экономических и трудовых конфликтов.

Практика переговоров в работе с конфликтами. В качестве основной формы управления конфликтами и их разрешения в конфликтологии рассматривается практика переговоров, широко используемая в ситуациях разного рода - от переговоров между партнёрами по бизнесу и в общественных конфликтах до семейных разногласий и разводов. Начиная с 1960-х годов переговоры перестают быть формой давления партнёров друг на друга в силу постепенного осознания как учёными и практиками, так и широкой общественностью деструктивного характера силового фактора в человеческих отношениях.

Различаются две основные модели переговорного процесса. Суть модели «уступок-сближения» (иногда её называют также моделью «торга») в том, что при противоречии в интересах стороны идут на взаимные уступки, пока не останавливаются в точке, приемлемой для каждой из сторон (например, торг покупателя и продавца). По мнению специалистов, эта модель по потенциальной эффективности уступает набирающей популярность модели «взаимных выгод», центральным для которой является представление о том, что урегулирование конфликтов не обязательно предполагает компромисс и выигрыш одной стороны за счёт другой, но, напротив, существует возможность обоюдного выигрыша. Ключевым принципом данного подхода является поиск соглашения на основе анализа интересов сторон и возможностей их совмещения. Результатом применения данной модели переговоров становятся интегративные решения, полностью удовлетворяющие интересам обеих сторон.

Особенным вниманием в конфликтологии пользуются переговоры с участием третьей стороны, популярности которых способствует эффективность содействия нейтрального, беспристрастного посредника двум другим в поисках соглашения в спорной ситуации. Позитивное влияние третьих лиц (их называют «переговорщиками» или «медиаторами») на эффективность переговорного процесса связывается со снижением деструктивности в поведении его участников за счёт усиления конвенционального характера их коммуникации. Развитие практики посредничества и его распространение в различных сферах общественной жизни привело к постепенной профессионализации деятельности медиаторов (первое профессиональное объединение медиаторов было зарегистрировано в 1973 в США), проводятся разнообразные конференции и исследования по изучению различных аспектов переговорной практики.

Лит.: Kriesberg L. The sociology of social conflicts. 2nd ed. N.Y., 1973; Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Юридическая конфликтология. М., 1993. Ч. 1: Введение в общую теорию конфликтов; Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 1996; Коузер Л. Основы конфликтологии. СПб., 1999; Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. СПб., 2001; Глазл Ф. Конфликт-менеджмент: настольная книга руководителя и консультанта. Калуга, 2002; Бесемер Х. Медиация: посредничество в конфликтах. Калуга, 2004; Регнет Э. Конфликты в организациях: формы, функции и способы преодоления. Хар., 2005; Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. 3-е изд. М. [и др.], 2007. Смотри также литературу при ст. Конфликт.

Н. В. Гришина.