Конкретная музыка

КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА (французский musique concrete), вид композиторской техники в музыке 20-21 века. Использует в качестве звукового материала не музыкальные  звуки, а «натуральные» звучания (звук падающих капель воды, шум поезда, голоса птиц, скрип двери, вздохи или крики), записанные и/или преобразованные с помощью электроакустической аппаратуры. К ним могут также добавляться звучания музыкальных  инструментов и певческих голосов. Конкретная музыка возникла в конце 1940-х годов во Франции как одна из ветвей музыкального  авангардизма; образец - «Симфония для одного человека» П. Шеффера и П. Анри (1950). Конкретная музыка находит применение при музыкальном  оформлении драматических спектаклей и кинофильмов. К приёмам конкретной музыки можно отнести и включение «натуральных» звуков в контекст обычной тоновой музыки как особый красочный эффект (например, запись пения соловья в симфонической поэме «Пинии Рима» О. Респиги).

Лит.: Schaeffer Р. А la recherche d’une musique concréte. Р., 1952; Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX в. М., 1976.