Конкретная поэзия

КОНКРЕТНАЯ ПОЭЗИЯ, экспериментальное направление в литературе 2-й половины 20 века. В основе конкретной поэзии - сосредоточенность автора на языковом материале (отсюда понятие «конкретности» в её названии): на грамматических структурах, графических возможностях письма («визуальная поэзия») или на звучании (звуковая, или «фонетическая», поэзия). Конкретная поэзия превращает особенности языка, в повседневной речи, часто остающиеся без внимания, в изобразительное средство, создавая своего рода «картину», визуальную или слуховую. В определённом смысле конкретная поэзия продолжила традицию фигурных стихов античности, средневековья и барокко, а также впитала опыт поэзии рубежа 19-20 века (эксперименты с текстовой графикой С. Малларме, Г. Аполлинера), дадаизма, футуризма; непосредственный предшественник конкретной поэзии - леттризм. Само понятие конкретности было заимствовано у поздних европейских конструктивистов, называвших себя представителями «конкретного искусства» (Т. ван Дусбург, П. Мондриан, швейцарец М. Билль). Зарождение конкретной поэзии относится к 1950-м годам: О. Гомрингер (Швейцария), Аугусто де Кампос, Аролдо де Кампос, Д. Пиньятари (Бразилия), Э. Яндль, Г. Рюм (Австрия), Ф. Мон, Х. Хайсенбюттель (Германия) и др. В 1960-е годы конкретная поэзия появилась в Великобритании (И. Г. Финлей), Чехии (И. Коларж), других  восточно-европейских странах, а также в России (Лианозовская группа, Д. А. Пригов). Представители конкретной поэзии часто параллельно занимались художественными экспериментами в других областях, создавая текстовые и музыкальные перформансы, коллажные произведения и инсталляции. Расцвет конкретной поэзии приходится на 1960-70-е годы; в 1980-90-е годы она смыкается с искусством «новых технологий» (компьютерное искусство, видеоарт, сетевая литература), а также с дизайном.

Реклама

Изд.: An anthology of concrete poetry / Ed. Ε. Williams. N.Y., 1967; Konkrete Dichtung: Texte und Theorien / Hrsg. von S. J. Schmidt. Мünch., 1972; Мон Ф. Тексты и коллажи. М., 1993; Международная антология саунд-поэзии / Сост. Д. Булатов. Калининград, 2001.

Лит.: Das Experiment in Literatur und Kunst / Hrsg. von S. J. Schmidt. Мünch., 1978; Die Sprache der Kunst: die Beziehung von Bild und Text in der Kunst des 20. Jahrhunderts. Stuttg., 1993; Visuelle Poesie / Hrsg. von Е. Gomringer. Stuttg., 1996.

С. А. Ромашко.