Конкуренция (в экономике)

КОНКУРЕНЦИЯ в экономике, форма и мера ограничения экономической свободы в системе взаимоотношений участников воспроизводственного процесса. В условиях рыночной трансформации и постоянных колебаний спроса и предложения хозяйствующие субъекты взаимоисключающе стремятся удовлетворить платёжеспособные общественные потребности и таким образом реализовать свой экономический интерес. При таком соперничестве ограничение экономической свободы имеет своей позитивной и содержательной целью обеспечение общеэкономической эффективности, в том числе прироста товарного продукта, подтверждённого спросом.

Элементами рыночного типа общественной организации труда (способа соединения рабочей силы со средствами производства) выступают способность и возможность хозяйствующих субъектов осуществлять осознанный и волевой выбор своего экономического поведения. Экономическая свобода - свобода собственника реализовывать свои права собственности (права владения, пользования и распоряжения), свобода поиска и использования возможностей для отстаивания частных и публичных интересов в области экономики, в первую очередь свобода наиболее выгодным образом производить, продавать и покупать товарный продукт с целью извлечения прибыли. Экономическая свобода может быть ограничена лишь в той мере, в которой неравномерно распределена экономическая власть между хозяйствующими субъектами, т. е. доступ соперничающих хозяйствующих субъектов к привлекательным, но ограниченным естественным, трудовым и инвестиционным ресурсам. Экономическая власть одних одновременно ограничивает права экономического выбора для других. Любое ограничение экономической свободы может осуществляться как экономическими, так и внеэкономическими средствами и методами. Определённые способ и мера такого ограничения формируют характер той или иной конкурентной среды.

Реклама

Основной внеэкономический метод - правовая регламентация: естественно-монопольное законодательство, антитрестовское, о добросовестности конкуренции, о запрещении предоставления монопольных прав и др. Правовое регулирование конкурентных отношений формирует совокупность хозяйственных условий, устанавливающих тот или иной согласованный экономический порядок, определённые правила и условия, которые, с одной стороны, ограничивают экономический произвол, а с другой - предоставляют совокупность возможностей, благоприятствующих осознанной хозяйственной деятельности. Поэтому допустимая степень концентрации экономической власти законодательно регламентируется лишь в целесообразной мере, необходимой для создания той или иной конкурентной среды, организации и управления процессами национального капиталообразования, а также решения иных социально-экономических задач государства.

За пределами правового поля и легальных методов, позитивно регулирующих конкуренцию в экономике, находится так называемая теневая экономика, создающая альтернативную конкурентную среду, снижающая эффективность рыночных механизмов, разрушающая хозяйственную мотивацию и искажающая конъюнктурную ситуацию на товарных рынках. Неотъемлемым элементом теневой экономики выступает теневая (криминальная) субкультура, в рамках которой формируется теневая конкуренция, действует теневой аудит, эффективно функционирует теневая юстиция и проявляются иные специфические обычаи делового оборота [в том числе коррупция, вымогательство, коммерческий подкуп, контрабанда, нелегальное предложение товаров, услуг и трудовых ресурсов на «чёрном» рынке, незаконное (пиратское) использование объектов интеллектуальной собственности]. При соответствующих темпах развития и масштабах своего распространения теневая экономика способна заместить экономику легальную таким же образом, каким теневая юстиция способна подменять собой официальную систему власти.

Выбор способа борьбы за превосходство в эффективности и характере удовлетворения потребностей обусловливают виды собственно экономической конкуренции: 1) функциональная (одна и та же потребность удовлетворяется по-разному), 2) видовая (конкуренция между товарами-аналогами), 3) предметная (конкуренция между подобными товарами разных товарных марок), 4) ценовая (увеличение объёма продаж за счёт снижения цен), 5) неценовая (а) добросовестная (конкурентная разведка, повышение надёжности и понижение цены потребления, предоставление дополнительных услуг и т.п.) и (б) недобросовестная (промышленный шпионаж, поиск и переманивание специалистов, имитация товаров-подлинников, распространение ложных сведений о конкуренте, ложная реклама и т. п.).

Различная мера ограничения экономической свободы определяет внутреннее строение рынка, соответствующее этой мере: 1) рынок абсолютно свободной (чистой, или совершенной) конкуренции и 2) рынок несовершенной конкуренции (монополистическая конкуренция, олигополия, в том числе дуополия либо олигопсония, чистая монополия либо монопсония). Абстрактные свободная конкуренция (как идеальный образ конкуренции) и чистая монополия представляют собой две крайние теоретические модели рынка. В хозяйственной практике типичной формой конкурентных отношений выступает монополистическая конкуренция Для описания состояния рынка, при котором ни один из хозяйствующих субъектов не имеет возможности односторонним образом воздействовать на общие условия товарного обращения, иногда используется термин полиполия.

Сущность конкурентной борьбы проявляется в ряде функций конкуренции: 1) регулирования (управление размещением факторов производства с целью создания товарного продукта, максимально соответствующего спросу); 2) мотивации (повышение эффективности использования ресурсов); 3) распределения (адресное разделение совокупного дохода среди хозяйствующих субъектов и суммарного объёма произведённого товарного продукта между потребителями); 4) контроля (ограничение монопольного диктата и сравнительная оценка эффективности предпринимательства); 5) санации (профилактика банкротства посредством стимулирования предложения конкурентоспособных товаров по равновесным ценам); 6) инновации (стимулирование научно-технического прогресса).

На практике конкуренция устанавливается в процессе постоянного взаимодействия и взаимовлияния (сотрудничества), осмысленного реагирования на стимулы, корректировки экономического поведения и непрерывного взаимного учёта преимуществ и ограничений, соотношений интересов, стратегии и тактики действий всех участников мирового воспроизводственного процесса. Состояние и интенсивность конкуренции могут быть проанализированы по пяти факторам конкуренции, предложенным американским экономистом М. Портером: 1) конкуренция между участниками отрасли; 2) угроза прихода в отрасль новых конкурентов; 3) конкуренция со стороны товаров-заменителей; 4) конкурентное давление со стороны поставщиков; 5) конкурентное давление со стороны потребителей.

Лит.: Портер М. Международная конкуренция. М., 1993; он же. Конкуренция. М., 2005; Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М., 1996; Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. 3-е изд. М., 2001.

А. Н. Васильев.