Конно-железная дорога
КОННО-ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, рельсовый путь, по которому вагоны передвигались при помощи конной тяги; один из основных видов общественного транспорта во 2-й половине 19 - начале 20 века. Конно-железные дороги были междугородними, пригородными и городскими, а также промышленными. В России городские линии конно-железной дороги называли также «конным трамваем», «конкой», «городским трамваем на конной тяге».
Конно-железные дороги должны были прокладываться на равнинах и в низменных местностях, поскольку любой подъём требовал постройки большого числа плавных кривых, припрягания дополнительных лошадей. Путь был чаще всего одноколейный с разъездами, реже - двухколейный. Вагоны конно-железной дороги имели небольшую массу, разделялись на грузовые и пассажирские (зимние закрытые, летние открытые, двухэтажные закрытые, а также вагоны с империалом - открытой площадкой на 2-м этаже). Скорость движения вагонов конно-железной дороги составляла от 4-5 до 9-12 км/ч. Для конно-железной дороги использовались особо выносливые породы лошадей - тяжеловозы, срок их работы составлял 2-3 года. На междугородней и пригородной конно-железной дороге 4-6 лошадей тянули 3-6 вагонов с пассажирами и/или с грузами. Через определённые расстояния (как правило, 15-20 км) на станциях лошадей сменяли. Городская конка состояла из одного вагона (реже двух), который тянули 1-2 лошади.
Реклама
Первые конно-железные дороги сооружены для перевозки грузов в Германии (на шахтах г. Бохум, 1787-94; между металлургическими заводами в черте современного г. Хожув в Верхней Силезии, 1802), Великобритании, России (в Змеиногорске на Алтае от плавильного завода до рудника, 1806-09), США (Филадельфия, 1809) и др. Из них первой конно-железной дорогой общего пользования стала дорога Кройдон Уондсуорт (к югу от Лондона, 1803); первой пассажирской конно-железной дорогой (с 1807) - дорога Суонси - Ойстермаут (на юге Уэльса, 1806). Наиболее протяжённая междугородняя конно-железная дорога (197 км) в Европе была сооружена для грузовых перевозок в Австрийской империи между городами Будвайс (ныне Ческе-Будеёвице, Чехия), Линц и Гмунден (1827-36; с 1836 использовалась и для пассажирских перевозок). Почти все междугородние конно-железные дороги закрылись в связи с массовым распространением паровой тяги в 1850-70-е годы.
Первые городские пассажирские конно-железные дороги появились в США - в Нью-Йорке (на острове Манхэттен в 1832 и в Бруклине в 1853) и Новом Орлеане (1835). Затем конно-железные дороги были сооружены почти во всех городах США. В Европе первые пассажирские конно-железные дороги были сооружены в Париже (1854), Биркенхеде (1860), Лондоне (1861), Женеве (1862), Копенгагене (1863), между Гаагой и Схевенингеном (1864), в Берлине и Вене (обе 1865), Будапеште, Гамбурге, между Гаагой и Делфтом (все 1866), в Брюсселе, Брно и Ливерпуле (все 1869). В Африке первые конно-железные дороги открыты в Александрии (1860) и Кейптауне (1863), в Азии - в Джакарте и Стамбуле (обе 1869), в Латинской Америке - в Мехико (1857), Сантьяго-де-Чили (1858), Гаване и Рио-де-Жанейро (обе 1859), Салвадоре и Кальяо (обе 1860). В Канаде первая конно-железная дорога сооружена в Торонто (1861), в Австралии - в Сиднее (1861), в Новой Зеландии - в Нельсоне (1862).
Протяжённость сети городских конно-железных дорог в 1885 в США превышала 5 тысяч км (в том числе в Нью-Йорке 800 км), в Южной Америке - 1,5 тысячи км (большая часть приходилась на г. Буэнос-Айрес), в Великобритании составляла 1210 км, в Италии - 1000 км, в Германии - 900 км, во Франции - 640 км (в том числе 250 км в Париже), в Нидерландах - 625 км, в Российской империи - 550 км. В Италии и Нидерландах конно-железные дороги строились в первую очередь для перевозки грузов. Появление и распространение электрической тяги привело к ликвидации городских линий конно-железных дорог или их электрификации и замене вагона конно-железной дороги трамваем. Городские конно-железные дороги исчезли в США в 1910-х - начале 1920-х годов, в странах Европы, Латинской Америки и Азии - в 1920-30-е годы.
В России преобладали городские конно-железные дороги, междугородние не получили развития. Первые городские конно-железные дороги были грузовыми, построены в Санкт-Петербурге (1859-60, на Васильевском острове), в пригороде Нижнего Новгорода - Канавине (1864), Москве (1870-80), Кременчуге (1886). Грузовые конно-железные дороги действовали на многих промышленных предприятиях и шахтах.
Первые городские пассажирские конно-железные дороги в Российской империи появились в Санкт-Петербурге (1863), Москве (1872) и Варшаве (1881). В 1880-90-е годы они проложены во всех крупных городах: Казани (1875), Одессе (1880), Риге (1881), Харькове (1882), Тифлисе (1883), Саратове и Ростове-на-Дону (обе 1887), Ревеле, Кишинёве и Туле (все 1888), Баку (1889), Нахичевани-на-Дону (ныне в черте г. Ростов-на-Дону), Або и Гельсингфорсе (все 1890), Киеве и Воронеже (обе 1891), Бердичеве, Ковно и Минске (все 1892), Вильне (1893), Белостоке и Самаре (обе 1895), Николаеве (1897). Большинство городских конно-железных дорог принадлежало бельгийским компаниям. В Нижнем Новгороде, Могилёве и Пскове действовали конно-железные дороги, построенные и принадлежавшие органам городского общественного самоуправления. В 1890-1910-е годы в дачных пригородах Санкт-Петербурга (Вырица, Ораниенбаум, Поповка), Одессы (Куяльницкий и Хаджибейский лиманы, Ланжерон) и Москвы (Новогиреево, Малаховка), а также на курорте Гагры (1903), в ряде больших станиц Кубани (Абинская, Ильская), к ряду монастырей (Свято-Успенскому Святогорскому в Екатеринославской губернии; Троице-Сергиевской пустыни, близ Стрельны) были проложены небольшие линии частных конно-железных дорог. Частная грузопассажирская конно-железная дорога действовала с 1903 года в Ростове Ярославской губернии.
Наиболее протяжённую сеть конно-железные дороги в 1904 году имели Москва (96,5 км), Санкт-Петербург (96,3 км), Одесса (50,4 км), Варшава (28 км), Казань (26,2 км), Саратов (21,3 км), Харьков (18,7 км), Тифлис (17,1 км), Баку (16,2 км). В 1900-е годы во многих городах линии конно-железных дорог были электрифицированы. В 20 веке новые линии конно-железных дорог были проложены в городах Ташкент (1901), Псков (1909), Могилёв (1910), Нежин (1915), Ирбит (1926), а также в станице Крымская Кубано-Черноморской области (1921). Во многих городах бывшей Российской империи конно-железные дороги перестали существовать в период Гражданской войны 1917-22 и сразу после неё (главным образом из-за отсутствия фуража): Санкт-Петербурге (1917), Нижнем Новгороде, Харькове и Эривани (все 1918), Воронеже, Туле и Таллине (все 1919), Могилёве (1920), Ростове и Бердичеве (обе 1921), Баку (1923). В подавляющем большинстве случаев конно-железные дороги заменялись линиями электрического трамвая (в основном в 1917-1923). В то же время в ряде городов, где в ходе Гражданской войны прекратилась работа электростанций, движение по наиболее важным линиям возобновлялось с помощью конной тяги (Евпатория, Николаев, Одесса, Харьков). Последние линии конно-железных дорог на территории бывшей Российской империи закрыты в Минске (1928), Каунасе (1929), Поти (1932), станице Крымской (1933) и Ирбите (1934).
Отдельные конно-железные дороги, преимущественно на промышленных предприятиях и шахтах, просуществовали в ряде стран до середины 20 века. В настоящее время единственная в мире действующая линия конно-железной дороги (длина 2,8 км, открыта в 1876) сохранилась в г. Дуглас на острове Мэн (Великобритания).
Лит.: Straβenbahnatlas ehemalige Sowjetunion. 2003. В., 2003; Городской электрический транспорт в России, СССР и Российской Федерации: география, история, статистика. Н. Новгород, 2007.
С. А. Тархов.