Конные заводы

КОННЫЕ ЗАВОДЫ, коневодческие хозяйства, в которых разводят породных лошадей для племенных и пользовательных целей. Первые конные заводы для разведения верховых лошадей организованы при монастыре бенедиктинцев Айнзидельн близ Цюриха (964; ныне там восстановлено разведение швейцарской теплокровной породы), в Кордове (1230; Испания), в Георгенбурге в Восточной Пруссии (1264; ныне конный завод «Георгенбург» в посёлке Маёвка Черняховского района Калининградской области). Среди других старейших действующих европейских конных заводов: Кладрубский (1579; разводится кладрубская порода лошадей) в Чехии и Липицианский (1580; липицианская порода) в Словении, завод в городе Целле (1735; ганноверская порода) в Германии, депо арабских, англо-арабских, чистокровных верховых и французских спортивных жеребцов в городе Помпадур на юге Франции (1745). Историческую известность в мировом спортивном коннозаводстве имел Тракененский завод (1732; тракененская порода) в Восточной Пруссии. В 19 веке открыты свыше 40 конных заводов, занимавшихся как чистопородным разведением лошадей, так и выведением новых пород сообразно целям использования: работа в упряжи, под седлом и т.д. Большинство современных культурных (заводских) пород лошадей в мире выведено примерно в 100 наиболее значительных заводах (в России к ним относится в первую очередь Хреновской завод). К началу 21 века породы международного распространения (чистокровная верховая, арабская, американская стандартбредная) разводятся в конных заводах многих стран. Крупнейшие конные заводы по чистокровной верховой породе объединены в 3 транснациональные корпорации: «Darley» (Великобритания, Франция, США), «Juddmonte farms» (Великобритания, США), «Coolmore» (Великобритания, Австралия, США). Арабских лошадей разводят в частных конных заводах Египта, ОАЭ, Саудовской Аравии, Польши, Франции. Лошадей американской стандартбредной породы разводят во многих конных заводах США, Канады, Финляндии, Швеции, Новой Зеландии и др.

Реклама

Конные заводы

В Русском государстве один из первых конных заводов (великокняжеский Ивана III Васильевича) основан в селе Хорошёво, близ Москвы, во 2-й половине 15 века. В 16 веке для управления государевыми конными заводами был создан Конюшенный приказ. В середине 17 века в 16 царских конных заводах, обслуживавших царский двор, состояло свыше 5,1 тысяч лошадей. Конные заводы принадлежали также боярам и монастырям. Комплектовались отборными жеребцами и матками русской породы, иногда использовались жеребцы-производители ногайской и некоторых восточных (турецкой, персидской) пород - так называемые аргамаки. В начало 18 века войны и широкомасштабное строительство, сопровождавшиеся многократными «лошадиными наборами» (брали и племенных лошадей), истощили конские ресурсы, многие конные заводы прекратили существование. После указа императрицы Елизаветы Петровны от 3(14).5.1756 об отмене принудительных конских наборов и о покупке лошадей для армии начался быстрый рост частного коннозаводства, ориентировавшегося на поставки лошадей в армию (20 частных конных заводов в середине 18 века; 1339 заводов в 1814, в них состояло 22,1 тысяч жеребцов-производителей и свыше 220 тысяч кобыл-маток). В 18 веке в конные заводы разводили лошадей различных западноевропейских пород, главным образом немецких. Образцовыми были Хреновской и Чесменский конные заводы в Бобровском уезде Воронежской губернии, основанные в 1776 году создателем отечественных рысистой и верховой пород лошадей графом А. Г. Орловым-Чесменским. Рост потребностей в лошадях для военно-ремонтных целей привёл к возникновению в 1-й четверти 19 века четырёх государственных конных заводов (Деркульский, Лимаревский, Новоалександровский и Стрелецкий) в Старобельском уезде Харьковской губернии, которые были известны под общим названием Беловодские конные заводы. В 1845 государством приобретены Хреновской и Чесменский конные заводы, а также завод, основанный Ф. В. Ростопчиным в селе Анна Бобровского уезда Воронежской губернии (объединены в Хреновской завод); в 1861 в распоряжение государственного коннозаводства передан Яновский завод кровных лошадей в Царстве Польском.

Конные заводыВ 1-й половине 19 века возникли общества коннозаводчиков, которые строили ипподромы и проводили на них скаковые и рысистые испытания. С 1842 управлением государственного коннозаводства издавался «Журнал коннозаводства и охоты» (с 1865 «Журнал коннозаводства»). В 1830-1860-е годы в связи с сокращением потребности в верховых лошадях для армии, а затем и отменой крепостного права число частных конных заводов уменьшилось (в 1837-1857 с 4082 до 2774, а количество маток в них - вдвое), кризис частного коннозаводства был преодолён в 1870-е годы. Тогда же начался усиленный рост коннозаводства в Области войска Донского. В 1870-80-е годы оживилось ипподромное дело, в 1880 бега рысаков проходили на 24, скачки верховых лошадей - на 7 ипподромах (в 1896 соответственно на 41 и 29). Введение тотализатора (впервые в 1876 в Царском Селе) дало существенную материальную поддержку верховому и рысистому коннозаводству. Ежегодно проводились десятки губернских конных выставок; с 1866 один раз в 3 года устраивалась Всероссийская выставка. Частных конных заводов в 1878 насчитывалось 3,4 тысячи, в 1904 - свыше 6 тысяч (более 17 тысяч жеребцов-производителей и свыше 176 тысяч кобыл-маток). В конце 19 - начале 20 века в конных заводах разводили лошадей орловской рысистой породы и её помесей с американским рысаком (лучшие заводы – Злынский В. Н. Телегина, Новотомниковский графа И. И. Воронцова-Дашкова, Дубровский великого князя Дмитрия Константиновича, Прилепский Я. И. Бутовича и др.), чистокровной верховой породы [заводы М. И. Лазарева (отошёл в казну в 1915), Красинских, князей Чарторыйских и др.], арабской чистокровной породы (заводы князей Щербатовых, графа С. А. Строганова), стрелецкой, орлово-растопчинской пород (Старожиловский завод П. П. фон Дервиза), полукровных верховых и западноевропейских тяжелоупряжных пород и их помесей. Породные лошади в значительных количествах экспортировались в западноевропейские страны (в 1908-12 в среднем ежегодно свыше 90,5 тысяч голов). Вопросам развития коневодства были посвящены съезды коннозаводчиков в 1910 и 1913.

Конные заводыПосле Октябрьской революции 1917 конные заводы были национализированы. В Гражданскую войну 1917-22 большинство заводов утратило племенных лошадей и прекратило существование. В 1920 для восстановления верхового коннозаводства сформированы военные конные заводы (упразднены в 1954). Развивались также и гражданские конные заводы, главным образом на основе бывших частных крупных хозяйств. Для восстановления племенного поголовья были закуплены за рубежом высококлассные жеребцы-производители и матки. В конце 1940-х годов в СССР насчитывалось 160 государственных конных заводов. В конных заводах СССР выведены 14 пород лошадей: верховые (будённовская, кустанайская, кушумская, новокиргизская и украинская), упряжные (русская рысистая, белорусская и латвийская), тяжелоупряжные (владимирская, литовская, русская и советская). В связи с механизацией сельского хозяйства и транспортных работ в 1950-90-е годы число конных заводов и поголовье лошадей в них сильно сократились.

В Российской Федерации действуют около 100 конных заводов (2008), производящих племенных лошадей; 49 конных заводов объединены в Ассоциацию «Росплемконзавод», большинство из них имеет вековую историю. В этих конных заводах разводят лошадей заводских пород: орловской и русской рысистых, чистокровной верховой, будённовской, донской, арабской чистокровной, ахалтекинской, русской верховой, тракененской, ганноверской, владимирской, советской и русской тяжеловозных, терской, американской стандартбредной, першеронской (таблица). Создаются новые конные заводы, в которых, помимо заводских, разводят также местные породы: новоалтайскую, якутскую, калмыцкую, башкирскую, вятскую и др. Функционируют конные заводы, разводящие пони, мини-лошадей. Подавляющее число традиционных конных заводов в Российской Федерации убыточно (себестоимость молодняка к моменту реализации в среднем на 30% выше цены продажи), по этой причине идёт процесс их разукрупнения. По сравнению с 1990 число конных заводов, имевших в производящем составе более 100 голов маток, сократилось вдвое. Более половины племенного маточного поголовья заводских пород лошадей рассредоточено в частных хозяйствах (от 1-2 до 5-10 голов).

Конные заводы

Лит.: Витт В. О. Из истории русского коннозаводства. М., 1952; Щекин В. А., Гриц В. С. Хреновской государственный конный завод в прошлом и настоящем. М., 1955; Кожевников Е. В., Гуревич Д. Я. Отечественное коневодство: история, современность, проблемы. М., 1990; Котомин Н. А., Калашников В. В., Пустовой В. Ф. Конные заводы России. Дивово, 2007.

Д. Я. Гуревич (исторический очерк), В. В. Калашников.