Коносамент

КОНОСАМЕНТ (от французского connaissement; английский bill of lading), документ, составленный по определённой согласованной форме и применяемый при морских грузоперевозках. Коносамент выполняет три функции: является доказательством доставки товара на борт корабля; служит свидетельством о наличии договора на перевозку между грузоотправителем и перевозчиком; является средством передачи прав на товары, находящиеся в процессе перевозки, путём передачи документа.

В зависимости от того, в какой момент выдан коносамент (до или после погрузки груза на борт судна), различают коносамент бортовой и небортовой. Допускается обмен небортового коносамента на бортовой. Коносаменты как ценные бумаги бывают: именными, передающимися по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования; ордерными, содержащими указание о выдаче груза по приказу отправителя или получателя; предъявительскими, согласно которым груз выдаётся предъявителю коносамента (посредством простого вручения). В коносаменте чаще всего указывается лишь характеристика внешнего вида груза; например, «погружен во внешне хорошем виде и состоянии», чем констатируется только факт внешнего осмотра перевозчиком груза без принятия обязательства доставки его в таком же состоянии. Если в коносаменте не указано внешнее состояние груза, считается, что оно хорошее.