Корма судна

КОРМА судна, задняя оконечность корпуса судна. Форма погружённой части кормы оказывает влияние на сопротивление воды движению судна (при недостаточном заострении кормы сопротивление воды возрастает), эффективность работы движителей, управляемость судна и его устойчивость на курсе. Полнота кормовой оконечности в надводной части судна, а также форма и размеры палубы определяются из условий размещения на палубе и в кормовом отсеке (ахтерпике) элементов рулевого, кормового якорного, буксирного и швартовного устройств судна.

Форма кормы водоизмещающих судов в значительной мере зависит от типа и количества движителей. У морских судов различают корму обыкновенную (эллиптическую) со свесом над водой (подзором) для защиты руля от ударов, крейсерскую (характеризуется более протяжённым, частично погружённым в воду свесом) и транцевую (с плоским срезом). У одновинтовых морских судов в ахтерштевне делают специальный вырез для размещения гребного винта. У речных судов, отличающихся от морских большим отношением ширины корпуса к осадке, корма наиболее часто имеет ложкообразную форму. У судов, эксплуатируемых на ограниченном по глубине фарватере, корма может быть туннельной, что позволяет разместить гребные винты оптимального диаметра. Форма кормы несамоходных судов делается упрощённой, обычно санной, вследствие чего обтекание барж в кормовой части сопровождается сильным вихреобразованием, что приводит к существенному возрастанию сопротивления воды. Также упрощённой формы корма у судов с крыльчатыми движителями.

В. С. Амелин.