Корнилий Выговский

КОРНИЛИЙ ВЫГОВСКИЙ (в миру Конон) [около 1570, Тотемский уезд - 30.3(9.4).1695, Выговское общежительство], деятель старообрядчества, один из основателей Выго-Лексинского общежительства.

Корнилий ВыговскийИз крестьянской семьи. В юности, почувствовав тягу к монашеству, отправился в Ветлужские леса к аскету Капитону, однако тот не принял Корнилия Выговского, ссылаясь на его юность, и направил его в Корнилиев Комельский монастырь, где Корнилий Выговский провёл 24 года, принял постриг (около 1588) и стал пономарём. Странствовал по монастырям. В 1619-20 годах был келейником прибывшего в Москву патриарха Иерусалимского Феофана. Работал пекарем сначала у патриарха Московского Иоасафа I, а затем в Новгороде, у митрополита Аффония (1635-49). В начале 1650-х годов при патриархе Иосифе Корнилий Выговский наблюдал за совершившими проступки священнослужителями, находящимися в Архангельском соборе. В 1652, после возведения на патриарший престол Никона, к которому, предвидя церковную «смуту», Корнилий Выговский ещё в Новгороде отказывался идти под благословение, покинул Москву и вместе с игуменом Никольского Беседного монастыря Досифеем бежал на Дон, где провёл 3 года. Позднее 12 лет укрывался в Нило-Столобенском монастыре, а затем скитался по Северу. Три года жил в келье близ реки Водла, три с половиной года - на Кяткозере (Пудожская волость), из них два года с Епифанием, будущим сподвижником протопопа Аввакума. Позднее Корнилий Выговский состоял в переписке с заключёнными в Пустозерске Аввакумом, Епифанием и диаконом Феодором. Преследования властей заставляли Корнилия Выговского постоянно менять место жительства. Вокруг него собирались многочисленные последователи. В его последнем поселении на реке Выг было около 100 человек братии. В октябре 1694 Корнилий Выговский благословил там начало общего жития и введение монастырского устава. Келья на берегу реки Выг, где Корнилий Выговский жил вместе с иноком Виталием, почиталась выговцами на протяжении всего 18 века. Над могилами старцев была возведена часовня, в которой ежегодно служились панихиды. Изображение Корнилия Выговского и Виталия на фоне скита выговцы помещали также на рисованных настенных листах.

Реклама

В 1720-е годы инок Пахомий, бывший келейник и ученик Корнилия Выговского, составил его житие, которое в 1731 было переработано в традициях выговской литературной школы Трифоном Петровым (1670-1766). Корнилий Выговский почитался старообрядцами как местночтимый святой [память 30 марта (12 апреля)], на день его памяти составлена особая служба.

Лит.: Никанор (Бровкович А. И.). Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола. СПб., 1861. Ч.1; Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862; Дружинин В. Г. О Житии Корнилия Выгопустынского, написанном Пахомием // Журнал Министерства народного просвещения. 1884. №9; он же. Словесные науки в Выговской поморской пустыни. СПб., 1911; Понырко Н. В. Кирилло-Епифаниевский житийный цикл и житийная традиция в выговской старообрядческой литературе // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1974. Т. 29; Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского как литературный памятник и его литературные связи на Выгу // Там же. Л., 1979. Т. 33; он же. Житие Корнилия Выговского пахомиевской редакции (тексты) // Древнерусская книжность. Л., 1985; Маркасова Е. В. Стилистические особенности использования архаичных глагольных форм в Житии Корнилия Выговского // Историческая стилистика русского языка. Петрозаводск, 1990.

Ε. М. Юхименко.