Кошма

КОШМА, войлочный ковёр. Кошмы бывают как безузорными (покрышки юрт, постилочные ковры и др.), так и узорными, служащими главным образом для убранства жилища. Кошмы украшаются вкатыванием и накатыванием узора, аппликацией, мозаикой, вышивкой, стёжкой, росписью, нашитыми монетами, раковинами и др. Кошмой называются также изделия, изготовленные и орнаментированные в тех же техниках (так называемые кошемные сумки, плащи, шапки и т.п.). На Ближнем Востоке и в Центральной Азии кошмой называют также намат (от древнеиранского «тростник», «циновка»).

Изготовление кошмы развилось после выведения породы шерстистой овцы, т. е. не ранее 4-го тысячелетия до нашей эры. Наибольшее распространение кошмы получили в скотоводческих культурах, став важнейшим предметом кочевого быта (смотри в статье Кочевничество).

КошмаСформировались четыре основные традиции, отличающиеся технологией валяния и декорирования кошмы. Древнейшая анатолийско-иранская традиция кошмы - однотонных или со вкатанным и накатанным узором - распространена на Ближнем Востоке, в Закавказье и Центральной Азии. Древнейшие кошмы со следами вкатанных узоров из Бейджесултана (Центральная Анатолия) датируются серединой 3-го тысячелетия до нашей эры и связываются с культурой пришлых с севера степных индоевропейцев. Со 2-го тысячелетия до нашей эры развивалось изготовление кошмы в протоиранской цивилизации Восточного Туркестана (поселения долины реки Тарим). С 6 века до нашей эры мастера крупных ремесленных центров в Хорасане, Закавказье и др. объединялись в гильдии. Их продукция была распространена от Китая до Испании. К анатолийско-иранской традиции, по-видимому, примыкает изготовление вышитых кошем в Кашмире. В Циркумпонтийской зоне распространены также коврики из длинноворсовой подвалянной ткани (филикли - в Турции, каунакес - в Греции), технология изготовления которых восходит к Шумеру (3-2-е тысячелетия до нашей эры).

Реклама

КошмаВ 1-м тысячелетии до нашей эры сформировалась пазырыкская традиция кошмоваляния, высочайшие образцы которой найдены в Туве (Аржан, курганы 1 и 2) и на Алтае (Пазырыкские курганы). Кошмы пазырыкского типа имеют толщину 1-2 мм; украшались тончайшей аппликацией войлоком по войлоку (позднее - мозаикой), вышивкой, оконтуриванием шнуром белого цвета, кусочками золотой фольги. Наиболее последовательные продолжатели пазырыкской традиции - балкарцы и кабардинцы.

К началу нашей эры в Центральной Азии сложилась сюннусская (хунну) традиция изготовления кошем из нескольких слоёв войлока (до 20 мм в толщину), крытых шерстяной тканью или шёлком, орнаментированных в технике аппликации, с частой стёжкой и обязательным оконтуриванием толстым шнуром (например, погребальные ковры из Ноин-Улы). Эта техника характерна для монголов, тувинцев, бурят, татар, казахов, ногайцев и др.

Для европейской традиции типично преобладание неорнаментированных кошем и полувойлоков (дополнительно укреплённых нитями кошмы либо подвалянных тканей типа сукна). Первые находки из Германии, Нидерландов, Скандинавии датируются 2-м тысячелетием до нашей эры, с поселений культуры Гальштат в Центральной Европе - началом 1-го тысячелетия до нашей эры. Европейская кошма украшались главным образом вышивкой и росписью.

Некоторые народы, например киргизы, используют в изготовлении кошем все названные техники.

Лит.: Студенецкая Е. Н. Узорные войлоки карачаевцев и балкарцев // Кавказский этнографический сборник. 1976. Т. 6; Burkett М. Е. The art of felt maker. Kendal, 1979; Barber Е.J. W. Prehistoric textiles: the development of cloth in the Neolitic and Bronze Ages. Princeton, 1991; Царева Ε. Г. Войлоки Евразии // Культурное наследие народов Центральной Азии, Казахстана и Кавказа. СПб., 2006.

Е. Г. Царёва.