Балкарцы

БалкарцыБАЛКАРЦЫ (малкарлыла; самоназвание таулула - горец), тюркский народ в России (Кабардино-Балкария). Численность 108,4 тысяч человек, в том числе в Кабардино-Балкарии 104,9 тысяч человек (2002, перепись). Живут также в Казахстане (около 6 тысяч человек) и Киргизии (около 2 тысяч человек). Выходцы из Балкарии проживают также в Турции, Сирии, Иордании, Египте, США, называя себя, как и часть старожилов Балкарии, карачаевцами. Общая численность около 120 тысяч человек. Говорят на карачаево-балкарском языке, распространён также русский язык Верующие - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.

Имеют единое происхождение и культуру с карачаевцами. В их состав вошло кавказо-, ирано- и тюркоязычное (включая как архаический булгаро-хазарский, так и печенежско-куманский пласты) население. Непосредственными предшественниками балкарцев и карачаевцев можно считать известные здесь в 10-14 веках племена тюркоязычных аланов (аз-киши, хороучон, карача). В конце 1-го - начале 2-го тысячелетия в Балкарии распространяются христианство, ислам, отчасти - иудаизм; окончательно ислам утвердился в 17 веке. У балкарцев существовали политические образования - «общества» (джамагат): Баксанское (р. Баксан), Холамское и Безенгиевское (р. Черек-Худамский), Балкарское (р. Черек-Балкарский), Чегемское (р. Чегем). Было развито сословное деление, верхушку общества составляли князья (таубий, бий) и дворяне-уздени (уллу-уздени, сарайма-уздени и кертиуздени). Жизнь общества регламентировалась правовыми кодексами знати (къарачай джол-джорукъ, ёзден-тёреле, ёзденлик), морально-нравственными установлениями знати (къарча-намыс, бийнамыс) и народа (тау-адет, халкъ-намыс, или черкес-намыс).

Реклама

В 1827 году приняты в российское подданство. В 1860-70-х годах часть безземельных балкарцев поселена на равнине (сёла Кенделен, Хасаут и др.). В 1918 году в составе Горской республики (смотри Горские правительства) образован Карачаево-Балкарский округ, в 1921 - в составе Горской АССР - Балкарский национальный округ. В дальнейшем административный статус Балкарии неоднократно менялся (смотри в статье Кабардино-Балкария). В 1944 году балкарцы депортированы в Среднюю Азию и Казахстан, в 1957 году большая часть их вернулась на родину (смотри статью Народы и языки в разделе Россия).

Традиционная культура типична для народов Кавказа (смотри в статье Азия). Основные занятия — отгонное скотоводство и террасное земледелие. Было развито производство сукна (особенно у баксанцев, чегемцев и хуламцев), войлока (в том числе кошм-киизов), бурок (особенно в сёлах Думала, Булунгу, Верхний Баксан), огнестрельного оружия, пороха и пуль (чегемцы), резьба по дереву. До 19 века сохранялись наземные каменные жилища с плоской деревянно-земляной кровлей, опирающейся на столбы, открытым очагом и светодымовыми отверстиями в потолке, боевые башни (къала), склепы (кешене), погребения в каменных ящиках (шыякы); у баксанцев и чегемцев известны уникальные срубные дома с двускатной кровлей и пристенным очагом-камином (так называемый карачаевский дом), у баксанцев - «деревянные замки» знати (башы джабылган арбаз - несколько срубных построек с крытым двором и общей внешней стеной, площадь до 1000 м2). Общие для карачаевцев и балкарцев домусульманские праздники - Чоппа-Оюн (связанный с божеством грома Чоппа) и Голлу. Характерна короткая мужская накидка из войлока или шкуры с капюшоном (гебенек). Пища имеет особенности, отличные от кухни нетюркских народов Кавказа (например, мясные супы-шорпа, колбасы сохта, джерме, кыйма бел-сохта); в семьях князей и дворян пекли огромных размеров (диаметром до 1 м) пирог с начинкой из 61 компонента (хоздархан-хычын, крымхычын); из фасоли готовили поминальную пищу (ашыра-джырна и джырна); было известно несколько сортов пива (арасыра, къарча-сыра, алботай-сыра), халвы (хурбай-халуа, четен-халуа, ун-халуа, сапран-халуа).

Фольклор. Трудовые песни сопровождали домашние и полевые работы - сбивание масла («Долай»), ткачество, молотьбу («Эрирей») и др. Сохраняются героические и исторические песни («Бийнёгер» - о любви охотника и дочери божества охоты Апсаты; «Карча», «Джантууган», «Бек-Болат», «Гапалау», «Ачемез» — о борьбе с набегами крымских ханов; «Чёпёлёу» и «Кайсынла» - о походах в другие страны; «Хасаука», «Хож» - о борьбе против царской колонизации). Эпос (партский эпос), исторические и историко-героические песни традиционно исполняются мужским хором и солистом с инструментальным сопровождением или без него. Сохранилась традиция исполнения прозаических эпизодов нартского эпоса певцом-сказителем (жомакчи, жырчи, нарттайчы) с собственным аккомпанементом на струнном инструменте; некоторые нартские песни исполняются одноголосно с флейтой или трещоткой. Распространены любовные песни («Каншаубий», «Актамак», «Кемисхан», «Айджаяк» и др.). Традиционные инструменты — смычковый кобуз (джая-кобуз, или кыл-кобуз), щипковый саз, 12-струнная арфа кынгыр-кобуз, флейты (сыбызгы, нунну), язычковый шоппар-кобуз, волынка гыбыт-кобуз, трещотка харс (чоппа-харсы), бубен дюнгюрчек, барабан даурбаз - в основном вытеснены гармоникой и аккордеоном, заимствованными у русских. Танцы: абезек (абезех; включает 3 части - собственно абезех, тюз-тепсеу и истеме); обрядовые - чоппага-барыумек (хороводный), капатейна, тепена, кымсагъа-барыумек (сочетают элементы парного и хороводного); сольный мужской исламей; сопровождаются инструментальной музыкой.

Лит.: Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX века Нальчик, 1974; Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М., 1989; Биджиев Х. Х.-М. Тюрки Северного Кавказа. Черкесск, 1991; Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев в XV-XIX века Майкоп, 1997; Каракетов М. Д. Миф и функционирование религиозного культа в заговорно-заклинательном ритуале карачаевцев и балкарцев. М., 1999; Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор. М., 2001.

М. Д. Каракетов.