Костомаров Николай Иванович

Костомаров Николай ИвановичКОСТОМАРОВ Николай Иванович (литературные псевдонимы Iєpeмiя Галка, И. Богучаров) [4(16).5.1817, слобода Юрасовка Острогожского уезда Воронежской губернии - 7(19).4.1885, Санкт-Петербург], российский историк, этнограф, публицист, писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1876), действительный статский советник (1870; одновременно получил потомственное дворянство). Внебрачный сын помещика И. П. Костомарова и украинской крепостной крестьянки (их брак оформлен после рождения Костомарова), по рождению был крепостным; его мать, Т. П. Костомарова, выкупила сына у наследников мужа после 1827 года. Детство Костомаров провёл среди украинцев, тогда же полюбил народные украинские песни и язык, считал себя «южнороссом». Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета (1836). Его 1-я магистерская диссертация «О причинах и характере унии в Западной России» (1841) была уничтожена по распоряжению министра народного просвещения С. С. Уварова. Костомаров под влиянием М. М. Лунина, А. О. Балицкого и И. И. Срезневского заинтересовался устным народным творчеством как источником для изучения духовной жизни народа, собирал русский («Об историческом значении русской народной поэзии», 1843; магистерская диссертация) и украинский (часть записей опубликована в 1859) фольклор. Преподавал в 1-й киевской гимназии, в Образцовом женском пансионе и в Институте благородных девиц в Киеве. С 1846 адъюнкт-профессор Университета Святого Владимира в Киеве, одновременно член Киевской временной комиссии для разбора древних актов. Один из основателей Кирилло-Мефодиевского общества (конец 1845 - начало 1846), автор его программного документа - «Книги бытия украинского народа». Считал, что у всех славянских народов, в том числе украинского, есть право на политическую самостоятельность. Выступал за создание добровольной федерации славянских народов с центром в Киеве. В 1847 году арестован вместе с другими участниками Кирилло-Мефодиевского общества, заключён в Петропавловскую крепость. В 1848 сослан в Саратов под надзор полиции с запрещением преподавать (надзор снят в 1856, запрет преподавать - в 1859), служил в губернском правлении, изучал старообрядчество, в 1858-59 секретарь Саратовского губернского комитета по крестьянскому делу.

Реклама

Экстраординарный профессор Санкт-Петербургского университета (1859-62); с 1860 член Археографической комиссии в Санкт-Петербурге, Виленской археологической комиссии. Активно сотрудничал в выходившем в Санкт-Петербурге украинским журналом «Основа» (1861-62), приобрёл репутацию украинофила. Сторонник «свободных» университетов (широкое самоуправление, возможность посещения лекций всеми желающими, в том числе и женщинами). Несколько месяцев читал лекции в Вольном университете в Санкт-Петербурге, открытом по инициативе преподавателей и студентов после закрытия Санкт-Петербургского университета из-за волнений среди учащихся (1862), оставил преподавание там, поскольку, отказавшись участвовать в политической акции, подвергся обструкции со стороны студентов. Редактор нескольких томов «Актов, относящихся к истории Южной и Западной России» (тома 1-9, 12-13; 1863-84), а также «Трудов этнографическо-статистической экспедиции в Западнорусский край» (тома 3-5, 1872-77). Участвовал в создании журнала «Вестник Европы» (1866), публиковал в нём свои труды. Большой интерес вызывали научные дискуссии с участием Костомарова, особенно его споры с М. П. Погодиным. В них Костомаров выступал против норманнской теории происхождения Древнерусского государства, отстаивал идею о литовских корнях варягов (позднее оценил её скептически); разделял «указную» теорию происхождения крепостного права, считая, что существовал указ Бориса Фёдоровича Годунова 1592, окончательно запретивший переходы крестьян от одного господина к другому.

Костомаров сформулировал оригинальную историческую концепцию, близкую его общественно- политическим взглядам. Он выделял две русские «народности» - великорусскую (с ней сближал белорусов) и малорусскую, или южнорусскую. Считал, что в их национальном характере преобладали разные начала: стремление к личной свободе у малороссов повлекло за собой «водоворот побуждений» и разложение общественных связей, и наоборот, примат соборности в ущерб личной свободе у великороссов стал основой для «ненарушаемой законности общей воли» и способности создать государственность. Костомаров увидел также в русской истории два начала (по его мнению, были связаны с названными им национальными особенностями «народностей»), которые боролись и взаимодействовали на всём её протяжении, - федеративное, или, по определению Костомарова, «удельно-вечевое» (преобладало во времена Древнерусского государства и позднее в «народоправствах» северных городов - Новгорода, Пскова и Вятки, стало анахронизмом в 17-18 века, переродившись, по его словам, в «казачью анархию») и «единодержавное» (проявилось после монголо-татарского нашествия, когда возникла необходимость в защите от внешней угрозы, возобладало в конце 15 века, в период правления великого князя московского Ивана III Васильевича, и достигло «полного апогея» при императоре Петре I). Победу «единодержавного» начала Костомаров оценивал прагматично: присоединение Левобережной Украины в 17 веке к Русскому государству было, по мнению историка, своевременным, поскольку украинцы из-за «удельно-вечевых» традиций не могли защитить себя перед лицом польской угрозы, а историю взаимоотношений Украины и Польши он рассматривал как историю борьбы украинского народа за своё существование против тирании аристократической шляхты. Костомаров отводил русской Церкви ведущую роль в поддержании на протяжении веков идеи о том, что «Русская Земля едина, отлична от других, нерусских стран...», и все части её «составляют одно общее для всех отечество». Проявляя интерес к изучению различных форм самоуправления, Костомаров занимался историей Земских соборов 16-17 веков, пришёл к выводу, что между ними и «народоправствами» древнерусских городов эпохи господства «удельно-вечевого уклада» не было преемственности (в качестве одного из доводов Костомаров приводил отсутствие, по его мнению, оппозиционности в деятельности Земских соборов). Рецидивы «удельно-вечевого уклада» он видел в событиях Смутного времени и в массовых народных движениях 17 века, а «идею чисто демократическую» - в малорусском казачестве.

Находясь неизменно в оппозиции к существовавшему в России политическому строю, Костомаров был решительным противником революционного радикализма, пренебрегавшего «нравственным законом», который, по убеждению Костомарова, вложен «в сердце каждого человека высочайшим вечным разумом, управляющим по неведомым нам путям всею судьбою истории человечества».

Костомаров - автор биографий князей, царей и императоров 10-18 веков («Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», тома 1-3, 1873-88). Среди его работ - также книги, в которых отражены важнейшие периоды истории Малороссии: «Богдан Хмельницкий...» (1857), «Южная Русь в конце XVI века» (1867), «Последние годы Речи Посполитой» (1869), «Руина» (1879), «Мазепа» (1882) и др. Член РГО, Русского исторического общества, Санкт-Петербургского и Московского археологических обществ, Общества истории и древностей российских, Исторического общества Нестора-летописца. Костомаров - один из самых популярных историков 19 века, чему способствовал оригинальный художественно-публицистический стиль его сочинений. Собственной школы Костомаров не создал, однако ряд украинских историков разделяли его концепцию о существовании в русских землях и княжествах двух «народностей» (великорусской и малорусской) и двух способов управления (В. Б. Антонович, М. С. Грушевский).

В конце 1830-х годов опубликованы драматические сочинения Костомарова («Савва Чалый», 1838; «Переяславская ночь», 1841) и стихотворения на украинском языке. В 1860-80-е годы были изданы его известные исторические романы («Кремуций Корд», 1862; «Сын», 1865; «Кудеяр», 1875; «Черниговка. Быль второй половины XVII в.», 1881).

Соч.: Бунт Стеньки Разина. СПб., 1859; Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в 16 и 17 столетиях. СПб., 1860; Гетманство Выговского. СПб., 1862; Исторические монографии и исследования: В 20 т. СПб., 1863-1889; История Новгорода, Пскова и Вятки во время удельно-вечевого уклада (Севернорусские народоправства): В 2 т. СПб., 1868; Кто виноват в Смутном времени? СПб., 1872; Правда о Лжедмитрии. М., 1886; Веселие и праздники на Древней Руси. СПб., 1888; Автобиография; Бунт Стеньки Разина. К., 1992; Земские соборы. М., 1995.

Лит.: Данилов В. В. Материалы для биографии Н. И. Костомарова. К., 1907; Пiнчyк Ю. М. I. Костомаров. Киïв, 1992; Киреева Р. А. Не мог жить и не писать. Н. И. Костомаров // Историки России. XVIII - начало XX в. М., 1996; Ващенко В. В. Лeкцiï з icтopiï украïнсьκοï історичноï науки другоï половини XIX - початку XX cтoлiття (М. I. Костомаров, В. Б. Антонович, М. С. Грушевський). Днiпpoпeтровськ, 1998; Литвак Б. Г. Н. И. Костомаров // Портреты историков: время и судьбы. М.; Иерусалим, 2000. Т. 1; Энциклопедия жизни и творчества Н. И. Костомарова. К.; Донецк, 2001; Козачок Я. В., Горленко О. А. Забуттю не пiдлягaє: М. Костомаров i Кирило-Meфoдiïвське товариство. Киïв, 2007; Фокина Н. В. Н. И. Костомаров: идея федерализма в политическом творчестве. М., 2007.

Я. А. Бутаков, Р. А. Киреева.