Брак

БРАК, союз мужчины и женщины с целью создания семьи, порождающий взаимные права и обязанности супругов. Брак - признаваемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной; один из древнейших социальных институтов, упорядочивающий межличностные и сексуальные отношения брачной пары, отвечающий за воспроизводство населения в государстве, этнических сообществах и человечества в целом. Конкретное содержание регулирующих принципов брака зависит от исторической эпохи, стадии социального развития, преобладания тех или иных религиозных верований и культурных стереотипов. При всём разнообразии обычаев и обрядов, связанных с подготовкой и заключением брака, в истории человечества зафиксировано несколько главных видов брака.

Исторические виды и традиционные регулирующие принципы брака. К числу исторически сложившихся видов брака относятся моногамия, или брак между одним мужчиной и одной женщиной, и полигамия, которая, в свою очередь, подразделяется на полигинию (многожёнство) и полиандрию (многомужество). Самым распространённым видом брака в обществах как традиционного, так и современного типа является моногамия, которая получила в разное время в различных культурах правовое (светское) и церковное (священное) узаконение. До утверждения христианства многожёнство было допустимо у многих народов мира, в Новое и Новейшее время это явление в первую очередь свойственно мусульманским странам, хотя и здесь его масштабы неуклонно сокращаются. Многомужество всегда было достаточно редким явлением.

Реклама

В традиционном обществе выбор брачных партнёров, как правило, контролировался родственными группами будущих супругов: их взаимные права и обязанности регламентировались обычаем и устанавливались в результате договора между родственниками (смотри Помолвка). Часто брачные отношения между двумя коллективами приобретали вид взаимного обмена женщинами; в случае обменных брачных отношений между тремя и более коллективами образуется так называемый кольцевой коннубиум (смотри в статье Обмен). В качестве компенсации семье невесты со стороны семьи жениха выступал брачный выкуп или отработка за жену. В той или иной форме родительское или семейное участие в выборе будущего супруга и материальные условия заключения брак (позже в большей степени утвердилась форма приданого со стороны семьи невесты) воспроизводились у всех народов и во все времена вплоть до наших дней.

Почти универсальным правилом, ограничивающим выбор брачных партнёров, с глубокой древности является запрещение брака между близкими родственниками (смотри Инцест) и в пределах одной родственной группы - экзогамия, которая в рамках более крупных общностей может сочетаться с эндогамией. К традиционным регулирующим принципам в подборе брачных партнёров относятся обязательный или предпочтительный левират, сорорат, кузенный брак.

Современные представления о браке. В нестабильном, постоянно меняющемся мире конца 20 - начала 21 веков меняются и представления человека о том, каким должен быть брак. Однако для большинства людей брак остаётся основным и наиболее социально приемлемым способом постоянного удовлетворения сексуальной потребности, универсальным принципом организации жизни и воспроизводства человека. В течение 20 века произошли существенные сдвиги в самих основах брачных отношений, которые оставались незыблемыми в течение тысячелетий. Хотя брак по-прежнему продолжает по преимуществу рассматриваться как союз одного мужчины и одной женщины, имеющий целью создать семью, изменились требования общества к признанию и одобрению этого союза, условия выбора брачного партнёра и расторжения брака, принципы построения взаимоотношений внутри брака, а также представления людей о смысле брака и оценки безбрачия. Масштабы и скорость изменений одного из универсальных институтов, определяющих формы существования человеческих индивидов, связаны с такими глобальными социальными процессами, как ломка сословного строения общества, распад традиционной и появление нуклеарной семьи, отделение церкви от государства, эмансипация женщин и индустриализация.

Характерной особенностью современного брака в индустриально развитых странах стало общественно признаваемое и так или иначе закреплённое в законодательстве равноправие мужчины и женщины в брачном союзе. Оно означает кардинальную смену положения, когда женщина в браке была собственностью мужчины (он получал её от отца или семьи невесты в дар, за выкуп или вместе с приданым), её подчинённое положение было закреплено правовыми нормами, освящалось традицией и было связано с представлениями о ней как о зависимом, несамостоятельном существе, требующем постоянной заботы. Отношение к женщине как к тому, что полностью принадлежит мужчине, было доминирующим во всех слоях общества, несмотря на случаи гармоничных союзов и даже главенства женщин в брачных парах, основанного на психологических характеристиках супругов или на преобладании женской доли в семейном имуществе. Однако до распространения эмансипации женщин, то есть до рубежа 19-20 веков, сами женщины, за редкими исключениями, рассматривали своё неравноправное положение в семье как норму. Подчинённое положение и второстепенные роли женщин в семье воспринимались как естественное продолжение различий положения мужчин и женщин в обществе. Процесс эгалитаризации начался лишь с проникновением женщин в общественную и производственную деятельность и последующим юридическим признанием за женщинами прав общего характера и в браке в частности.

Одно из значимых явлений в браке в новейшую эпоху - всё более широкое распространение последовательной полигамии, выражающейся в повторных браках вдовых и разведённых мужчин и женщин. В 20 веке это явление лишь в небольшой степени связано с овдовением и объясняется главным образом высокой частотой разводов. Есть страны, где развод существует столько же времени, сколько и брак, причём не только де-факто, но и де-юре. В других странах, где считалось, что брачные узы, заключённые перед лицом Бога, нерасторжимы ни при каких условиях, разводы стали обычным явлением к концу 20 века. Уравнивание прав между мужчинами и женщинами на требование расторжения брак, упрощение процедур развода в немалой степени способствовали и способствуют учащению разводов по сравнению с 19 веком, когда расторжение брака было явлением исключительным. Рост числа разводов относительно количества заключённых браков приобретает настолько устойчивый характер, что, по мнению многих исследователей, брак из постоянного пожизненного союза мужчины и женщины всё более превращается во временный альянс, который в любой момент может быть расторгнут по желанию одного из супругов. Такое положение в немалой степени определяется и повсеместно утвердившимся отказом от ранее применявшихся к его виновникам санкций: от лишения неверного мужа или жены права вступать в новый брак в течение нескольких лет, от раздела имущества в пользу добросовестного супруга, от передачи детей на воспитание невиновному в разводе родителю. Например, в России дети почти всегда остаются с матерью, даже при доказательстве её вины в разводе, тогда как в Западной Европе и США дети в 10-15% случаев остаются с отцом. Разведённые больше не пользуются в обществе дурной репутацией, а сам факт развода, как правило, не влияет на карьеру. В России так же, как и в большинстве европейских стран и почти во всех штатах США, основанием для развода считается не только супружеская неверность или тяжкая болезнь (как это было до начала 20 века), а сам по себе фактический распад брачного союза. В качестве доказательства такого распада часто рассматривается раздельное проживание супругов в течение определённого времени.

По данным социологического исследования, 43% опрошенных считали отсутствие любви к мужу или жене достаточной причиной для развода даже в семьях с несовершеннолетними детьми (1994 год). Лёгкость расторжения брака приводит к тому, что никто не может быть уверен в прочности семьи. Последствия же развода обычно бывают болезненными не только для разведённых супругов, но и для всего общества. Установление практики разводов и последовательной полигамии ведёт также к тому, что брак утрачивает значение центра кровнородственных связей. Всё больше становится сводных семей, основанных на повторных браках, в которых новый муж матери не является отцом её детей не только биологически, но и социально: отчимы часто самоустраняются от воспитания детей. Вопреки распространённому представлению, повторные браки заканчиваются разводами даже чаще, чем первые.

Существенно изменились и критерии выбора брачного партнёра. В прошлом они зависели в первую очередь от материального и социального положения жениха и невесты, а также их родителей, общественного престижа, деловых качеств будущих супругов (способности мужчины обеспечивать семью и умения женщины вести домашнее хозяйство). Это были объективные, поддающиеся рациональному учёту параметры, которые носили относительно устойчивый характер. Если для тех, кто вступал в брак по расчёту, основной ценностью в семейной жизни действительно были эти параметры, то такой расчёт, как правило, себя оправдывал. Теперь социально приемлемым стал брак по любви и основными критериями стали личные симпатии, то есть параметры крайне субъективные и непостоянные. Если один из супругов утрачивает свою привлекательность в глазах другого, судьба этого брак оказывается под серьёзной угрозой даже при наличии детей.

В 20 веке брак становится, как правило, делом личного выбора будущих супругов, не нуждающихся в чьих бы то ни было санкциях одобрения. Но поскольку никакое общество не может быть социально однородным, сохраняют значение и препятствия, связанные с различием социального происхождения и материального положения жениха и невесты. Отсутствие материальных условий для семейной жизни больше не считается непреодолимой помехой для брака, поэтому в брак часто вступают люди, не имеющие самостоятельных заработков, что закладывает его неустойчивость.

Подбор партнёров, помимо естественного круга общения, осуществляется через различные базы данных (например, через Интернет или брачное бюро). Поиск строится на основе абстрактных предпочтений и обязательных характеристик (образование, доход, интересы) будущего супруга (супруги), который корректируется при личном знакомстве. Однако предпочтения и запросы относительно брачного партнёра, несмотря на представление искателей о полной самостоятельности их выбора, не свободны от воздействия социальных норм, моды и вкусов, принятых в данное время в данном обществе, и не могут служить гарантией прочного союза.

Общество стало терпимо относиться к добровольному и сознательному безбрачию, рождению детей вне брака и одинокому материнству, которые приобретают всё более широкие масштабы. В Российской Федерации, по данным ФСГС, в начале 2000-х годов около 30% детей рождаются вне брака, но около половины из них добровольно признаются отцами и регистрируются по заявлению обоих родителей. Это связано с ещё одной особенностью современного брака - распространением незарегистрированных, или фактических, браков, когда мужчина и женщина признают друг друга мужем и женой, ведут общее хозяйство и даже воспитывают детей, но не оформляют брачные отношения официально в государственных органах. В то же время растёт число и фактически одиноких матерей, которые, как правило, рожают одного ребёнка. Воспитание детей без отцов затрудняет процесс их социализации. У обществ со значительной долей внебрачных детей неизбежно возникают проблемы с воспроизводством населения естественным путём. Поэтому терпимость к различным формам добровольного безбрачия следует рассматривать как социально-психологический фактор, оказывающий деструктивное воздействие на демографические процессы.

Распространение сознательного безбрачия сочетается с появлением добровольной бездетности брачных союзов. По данным исследования Бюро переписей США, в 2002 году среди женщин 40-44 лет почти 18% были бездетными. В России, по данным переписи населения 2002 года, лишь 5,8% женщин указанного возраста не родили ни одного ребёнка. То, что в США значение данного показателя втрое выше, чем в Российской Федерации, скорее всего, объясняется тем, что в Америке намного выше, чем в России, толерантность к добровольной бездетности. Но в России это явление также существует: по социологическим данным, в 2000 году 6% женихов и 3% невест были ориентированы на бездетный брак, тогда как в 1991 году никто из опрошенных не высказал желания остаться без детей. Число супружеских пар, желающих остаться бездетными, пока невелико. Но их рост может быть обусловлен терпимым и даже позитивным отношением общества к таким супругам. По результатам исследований, лишь 19% опрошенных мужчин и 15% женщин осуждают супругов, которые могут, но не хотят иметь детей. Рождение детей вне брака и отказ от их рождения в браке означают, что брак всё более отделяется не только от функции деторождения, но и от функции воспитания детей.

Функции брака как социального института включают упорядочение сексуальных отношений, установление хозяйственно-экономических отношений и легитимизацию родительского статуса супругов и их потомства, то есть брак, как и прежде, является основой семьи. Даже в странах с низким уровнем брачности и невысокой прочностью брака большинство мужчин и женщин состоят в браке (зарегистрированном или незарегистрированном), а большая часть семей включает в себя одну или несколько брачных пар (молодые супруги и родители одного из них). Что же касается неполных семей, состоящих из одного родителя (как правило, матери) с детьми, то в большинстве случаев основой этих семей в прошлом был брак.

В браке осуществляется кооперация усилий супругов по поддержанию благосостояния семьи, налаживанию быта и воспитанию детей. Традиционная модель супружеских отношений предполагает кооперацию на основе исторически сложившегося распределения ролей: муж - кормилец, жена - хозяйка. Модернизированная модель брака основывается на равной или почти равной ответственности обоих супругов как за материальное обеспечение семьи, так и за ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Современные браки следуют как той, так и другой модели, но в последнем случае они гораздо менее устойчивы, потому что при этом семейные роли мужа и жены становятся взаимозаменяемыми и брак держится только на их сексуальной и эмоционально-психологической привязанности друг к другу. Наличие карьерных планов у обоих супругов значительно осложняет течение брачных отношений и воспитание детей, несмотря на появление разнообразных платных услуг, заменяющих выполнение ими хозяйственных и родительских функций. Это также способствует отдалению супругов друг от друга и угрожает брачному союзу.

Брак - особый вид социальных взаимоотношений, который включает в себя помимо физиологического компонента (сексуальных контактов) также экономический, эмоциональный, психологический, нравственный и правовой компоненты. Заключившие брак мужчина и женщина оказываются перед необходимостью выработать правила пользования общим имуществом, доходами, принятия совместных решений, распределения власти между собой, разделения труда внутри своего союза, общения между собой. Это продолжительный процесс совместного обучения, в основе которого лежит добрая воля и коммуникация супругов. Мнения мужа и жены о способах решения проблем нередко противоречат друг другу, найти компромисс удаётся не всегда. Причиной многих разводов является так называемая ошибка в коммуникации, то есть неспособность или нежелание сторон обсуждать общие и личные проблемы, говорить и слушать друг друга, понимать и принимать точку зрения другого. Прочность брака связана не только с взаимоотношениями внутри семьи, но и с бытующими в конкретном обществе нормами его расторжения, а также с правовыми и моральными последствиями развода для бывших супругов и их детей.

Лит.: Дарский Л. Е. Формирование семьи. М., 1972; Чуйко Л. В. Браки и разводы. М., 1975; Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1979; Perspectives on marital interaction / Ed. by Р. Noller, М. А. Fitzpatrick. Clevedon, 1988; Reiss I. L., Lee G. Family systems in America. N. Y., 1988; Синельников А. Б. Браки и разводы // Население России. 1995. М., 1996; Гурко Т. А. Родительство: социологические аспекты. М., 2003; Рассел Б. Брак и мораль. М., 2004.

А. Б. Синельников.

Брак в праве

Все правовые системы мира достаточно подробно регламентируют вопросы брака, отличаясь разнообразием подходов к пониманию его сущности (природы): брак понимается как договор, как таинство, как правовой институт особого рода (sui generis).

В Российской Федерации брак основан на принципе моногамии и может быть заключён только разнополыми лицами (гетеросексуальный брак). Юридические последствия порождает лишь брак, зарегистрированный органом записи актов гражданского состояния (ЗАГС) в установленном законом порядке. Обязательная государственная регистрация брака была введена Декретом ВЦИК и СНК от 18(31).12.1917 «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». До этого допускались лишь религиозные браки. Некоторое время в СССР признавались фактические браки (1926-44 годы), а также браки, образовавшиеся на оккупированных в годы Великой Отечественной войны территориях до момента восстановления органов ЗАГС. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака. Фактический брак не порождает у лиц, состоящих в брачных отношениях, никаких юридических прав и обязанностей супругов независимо от продолжительности и прочности таких отношений.

Условиями, необходимыми для заключения брака, являются взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста - 18 лет. Брачный возраст может быть снижен при наличии уважительных причин (например, рождение ребёнка). Порядок и условия регистрации заключения брак установлены Семейным кодексом Российской Федерации (1995 год) и Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» (1997 год). Основанием для государственной регистрации является совместное заявление лиц, вступающих в брак. При этом государственная регистрация заключения брака производится любым органом ЗАГС на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак, и в их присутствии по истечении, как правило, месяца со дня подачи заявления о намерении вступить в брак. При наличии особых обстоятельств (беременности, непосредственной угрозе жизни одной из сторон и др.) брак может быть заключён в день подачи заявления.

Условиями, препятствующими заключению брака, являются определённые обстоятельства, перечисленные в законе. Брак не может быть заключён между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке, между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сёстрами, между усыновителями и усыновлёнными, между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Соблюдение установленных законом условий заключения брака наряду с отсутствием препятствий к его заключению является гарантией действительности заключённого брака. В случае нарушения хотя бы одного из условий или наличия хотя бы одного препятствия к заключению брака, а также если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, брак может быть признан недействительным в судебном порядке. Недействительным признаётся также фиктивный брак, то есть брак, заключённый без намерения создать семью, но с целью достижения каких-либо выгод, вытекающих из факта регистрации брак (например, для получения постоянной регистрации по месту жительства «супруга» и тому подобное).

Прекращение брака возможно вследствие смерти или объявления судом умершим одного из супругов, по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным (расторжение брака).

При взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится органами ЗАГС по месту жительства супругов (одного из них) или по месту государственной регистрации заключения брака. Помимо этого, в упрощённом порядке, то есть по заявлению одного из супругов, независимо от наличия у них общих несовершеннолетних детей, расторгается брак с супругом, признанным судом безвестно отсутствующим или недееспособным, или осуждённым за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трёх лет.

Брак расторгается в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей или при отсутствии согласия на развод одного из супругов, а также если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе ЗАГС. Если примирительные меры, предусмотренные законодательством, оказались безрезультатными, брак будет расторгнут судом. При взаимном согласии супругов на развод суд расторгает брак, не прибегая к примирительной процедуре и без выяснения мотивов развода.

Расторжение брака в суде подлежит государственной регистрации. Брак, расторгаемый в органах ЗАГС, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу (брак, расторгнутый в судебном порядке до 1.5.1996, считался прекращённым только со дня государственной регистрации расторжения брака в органах ЗАГС).

В зарубежных странах брак является, как правило, гражданско-правовой сделкой (смотри Брачный договор). Обязательным условием заключения брака практически во всех странах является достижение брачного возраста. В некоторых странах допускается снижение брачного возраста по решению компетентного органа (например, в Испании по решению министра юстиции может быть разрешено заключение брака несовершеннолетними, достигшими 16 лет), в других странах (например, в Великобритании) предусмотренный законом возраст вступления в брак не может быть снижен ни при каких обстоятельствах. При этом в случаях, когда брачный возраст ниже возраста гражданского совершеннолетия, как правило, требуется получение родительского согласия на заключение брака. В условиях, когда единственным законопризнаваемым типом брака является моногамный, требуется также, чтобы лицо не состояло в данный момент в браке.

Запрет брака между близкими родственниками (кровосмесительный брак) существует во всех государствах с той лишь разницей, что в ряде стран к запрещённым степеням родства относятся не только родственники первой степени бокового родства (братья и сёстры), но и последующих степеней боковой ветви (кузены и кузины и так далее). Кроме того, в некоторых странах сохраняется запрет на заключение брак лицами, состоящими в отношениях свойства, например, пережившему супругу запрещено заключать брак с родственником умершего супруга. Вопрос о возможности заключения брака с лицом, страдающим психическим заболеванием, в ряде стран остаётся открытым ввиду неопределённости и отсутствия в законе чётких ориентиров в определении степени серьёзности душевного заболевания. Вместе с тем в Великобритании и большинстве штатов США запрещается вступать в брак с душевнобольными. Практически во всех странах брак заключается только по истечении установленного законом срока со дня подачи заявления, в присутствии лиц, вступающих в брак. Наряду с этим в отдельных странах допускается заключение брака через представителя (например, в Испании, Аргентине). В одних странах правовые последствия порождает только гражданский брак, то есть зарегистрированный в государственных органах (ФРГ, Франция, Швейцария, Япония и др.); в других существует только религиозная форма брака (Израиль, Ирак, Иран, некоторые штаты США). В некоторых странах вступающие в брак могут выбрать между гражданской и религиозной формой (Великобритания, Греция, Испания, Канада, ряд штатов США).

Зарегистрированное партнёрство лиц одного пола, легализованное в некоторых европейских странах (так называемые однополые браки), не тождественно браку, хотя порождает ряд важных правовых последствий, как и при заключении брака.

Прекращение брака по законодательству всех государств допускается по соглашению сторон (развод). Например, в Великобритании брак может быть расторгнут, если ответчик совершил супружескую измену, покинул истца не менее чем за два года до подачи заявления в суд, стороны проживают раздельно не менее двух лет и ответчик не возражает против развода и т. д. В тех странах, где сильно влияние католической церкви (Испания, Италия), расторжение брака при жизни супругов до 1970-х годов не допускалось, возможно было лишь судебное установление раздельного жительства.

Брак «международный», или трансграничный, охватывает различные варианты брачных отношений, выходящих за пределы одного государства: заключение или расторжение брака в России между российским гражданином и иностранцем либо между иностранцами; заключение или расторжение брака за рубежом между российскими гражданами либо российскими и иностранными гражданами; признание заключённого за рубежом брака действительным; взаимоотношения между супругами - российскими гражданами, проживающими за рубежом, либо российскими и иностранными гражданами, проживающими в России или за рубежом, и пр. Вопросы трансграничных браков регулируются нормами двухсторонних договоров, Конвенцией о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (1962 год), действующей в рамках СНГ Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 год), а также Семейным кодексом Российской Федерации.

При заключении трансграничных браков возникают три группы вопросов: форма и порядок заключения брака, условия заключения брака, обстоятельства, препятствующие заключению брака. На территории Российской Федерации форма и порядок заключения брака определяются российским законодательством. Форма и порядок заключения брака, предусмотренные для российских граждан, являются обязательными для брака российского гражданина с иностранцем (смешанный брак), а также и для брака между иностранцами, в том числе и между гражданами разных государств. Материальные условия заключения брак (добровольное согласие, достижение определённого возраста), напротив, определяются для каждого лица, вступающего в брак, законодательством государства, гражданином которого это лицо является. Брак российского гражданина с 15-летней француженкой будет заключён, так как французское право разрешает вступление в брак женщине по достижении 15 лет. Однако независимо от принадлежности к иностранному гражданству лиц, вступающих в брак, необходимо обязательное соблюдение требований об отсутствии обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Российские граждане вправе заключить брак за рубежом в учреждениях иностранного государства как между собой, так и с иностранцем. Российское право не регулирует заключение брака за рубежом, оно лишь определяет условия, при которых брак, заключённый за рубежом, будет признаваться в России действительным (независимо от гражданства вступающих в брак): эти браки признаются в России, если отвечают требованиям местного законодательства, в том числе и требованиям местных коллизионных норм. Дополнительное правило установлено для брака с участием российских граждан: для признания их действительными требуется обязательное соблюдение положений об обстоятельствах, препятствующих заключению брака. Так, если российские граждане вступили в церковный брак в Греции, где церковная процедура является единственной формой брака, их брак должен быть признан в России (хотя по российскому праву требуется обязательная регистрация в органах ЗАГС, однако несоблюдение этой формы не входит в перечень обстоятельств, препятствующих заключению брака). Эти же правила применяются и для решения любых вопросов, связанных с недействительностью трансграничного брака, заключённого как в России, так и за рубежом: все вопросы рассматриваются по праву того государства, по законам которого брак был совершён.

Браки консульские - браки, заключаемые в дипломатических или в консульских учреждениях. Как правило, в консульские браки вправе вступать граждане того государства, которое назначило посла или консула. Так, российские граждане, проживающие за рубежом, заключают брак в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации. Право иностранного консула заключать брак на территории Российской Федерации определяется законами иностранного государства, назначившего консула; они же регламентируют порядок и условия заключения таких браков. Российский закон лишь устанавливает те условия, при которых брак будет признаваться действительным в пределах Российской Федерации. Консульские браки, заключаемые на территории России, признаются действительными при соблюдении двух условий: если оба лица, вступившие в брак, являются гражданами государства, назначившего посла или консула в России; если существует взаимность, то есть на территории соответствующего иностранного государства признаются действительными браки российских граждан, совершённые в российском посольстве (консульстве), находящемся в этом государстве.

Лит.: Нечаева А. М. Семейное право. М., 1998; Международное частное право / Под редакцией Г. К. Дмитриевой. 2-е изд. М., 2003.

Г. К. Дмитриева, Л. Б. Максимович.

Брак в мировых религиях

Брак в религиях определяет духовные и физиологические взаимоотношения между мужчиной и женщиной при создании семьи. Союз двух людей одного пола не считается браком ни в одной из мировых религий. Кроме того, во всех мировых религиях признаётся законным только брак между лицами, достигшими совершеннолетия.

Брак в ветхозаветной традиции. Согласно книгам Ветхого Завета, целью брака являются: взаимопомощь между мужчиной и женщиной (Быт. 2:18), а также умножение рода человеческого (Быт. 1:28). Хотя в библейских книгах встречаются также упоминания о полигамии (например: Суд. 8:30), многочисленные упоминания одной жены позволяют утверждать, что основной формой брака была моногамия (например: Пс. 127:3; Притч. 12:4, 18:22, 19:14 и особенно 31:10-31).

Брак в библейские времена обычно совершался по воле родителей (Быт. 28:2), но иногда испрашивалось и согласие невесты (Быт. 24:5, 24:58); не были редкостью и браки по любви (Быт. 29:20; Суд. 14). Браки с неиудеями имели место, но во Второзаконии (7:3-4) они объявляются запретными из опасения, что через их посредство проникнут обычаи идолопоклонства, а в книгах Ездры и Неемии - из опасения ассимиляции евреев среди окружающих их народов (Ездр. 9-10, особенно 9:2, 10:10-11).

Плодовитость в браке считалась великим благом и благословением Божиим (Быт. 9:7, 13:16, 22:17; Пс. 126:3-5), бездетность же - трагедией и позором (Быт. 30:1, 23). Если гармония между супругами была нарушена (особенно в случае измены жены), брак мог быть расторгнут (Втор. 24:1-4).

бракБрак христианский. Различие между полами, по учению христианской Церкви, - это дар Божий. Особенности полов не сводятся к физиологическим различиям: мужчина и женщина - это два разных образа существования в едином человечестве, нуждающиеся во взаимном восполнении, что указывает на постоянное метафизическое единство супругов. Священное Писание указывает, что в браке всегда присутствует Бог (Быт. 2:22; Тов. 6:18; Мал. 2:14; Притч. 2:17). Брак, по апостолу Павлу, должен быть «только в Господе» (1 Кор. 7:39, 11:11). Мысль о присутствии в браке Самого Бога развивали отцы и учители христианской Церкви. Христианская традиция признаёт только моногамный союз в браке: таким он был у первозданной четы, и лишь в моногамном браке возможно полное проявление взаимной близости супругов. Разрушение брака приводит к разрушению полноты человеческого естества. Иисус Христос говорит о нерасторжимости брака, делая оговорку: брак может быть прекращён только из-за прелюбодеяния одного из супругов (Мф. 19:9), ради сохранения чистоты и святости брака. В соответствии с учением Церкви христианский брак есть таинство, соединяющее мужа и жену по образу таинственного мистического союза Христа с Его Церковью. Религиозно-нравственное начало составляет основу христианского брака, ему подчиняются другие его элементы: природный, социальный, юридический. Нравственное содержание брака заключается, согласно апостолу Петру, в самопожертвовании. В браке супруги возвышаются Богом на уровень надындивидуального бытия. Брак творится любовью: вступающие в брак соединяются любовью в Боге и через Бога. Взаимное восполнение и гармония в брачном союзе служат и вспомоществованию во спасении мужа и жены. Основная цель брака, по выражению Климента Александрийского (Строматы, IV, 20), - восполнить личность и свойства одного супруга личностью и свойствами другого и тем самым гармонически раскрыть их духовные силы и способности. Отсюда следует, что нравственное достоинство может быть признано за единственный, пожизненный брак. Второй и третий браки, допускаемые Церковью для мирян, рассматриваются в качестве некоторого несовершенства в жизни христианина и благословляются ею как снисхождение к человеческой немощи и как ограждение от блуда. Апостол Павел, веря в силу христианской любви, дозволял в смешанном браке развод нехристианской стороне и запрещал его христианской (1 Кор. 7:12-14). Ещё одна цель брака, на которую указывают Священное Писание и Священное Предание, - рождение и воспитание детей. Но и брак, оставшийся без потомства, признаётся православной церковью законным.

бракВ православной церкви совершителями чинопоследования таинства брака являются епископ или иерей. Вступая в брак, жених и невеста перед священником, а в его лице перед Церковью и Христом, дают свободное непринужденное обещание во взаимной супружеской верности. Священник испрашивает им у Бога благодатную помощь во всём и благословение на рождение и христианское воспитание детей.

В православной традиции минимальным брачным возрастом считается: для жениха - 18 лет, для невесты — 16 лет.

В Киевской Руси установления православной церкви и законодательство византийских императоров стали действовать с начала 11 века, сразу после Крещения Руси. Однако долгое время наряду с ними сохранялись и языческие обычаи, в том числе умыкание и купля невест. Брак без церковного венчания упоминается в литературных памятниках вплоть до конца 17 века. На Руси заключение брака начиналось с обращения жениха и невесты к архиерею с прошением благословить их брак. Архиерей выдавал просителю указ («венечную память», «знамя») на имя приходского священника с предложением выявить возможные имеющиеся препятствия к браку. За выдачу «знамени» взималась пошлина, увеличивавшаяся в случае вступления в брак во второй и третий раз (выдача «венечных памятей» и взимание пошлин были отменены в 1765 году). Указом от 1702 года Пётр I предписал совершать обручение не ранее 6 недели до венчания, предоставив возможность жениху и невесте беспрепятственно отказаться от вступления в брак в течение этого срока. Данное положение противоречило церковной норме о нерасторжимости обручения, и в 1744 году указом императрицы Елизаветы Петровны расторжение обручения было запрещено. После выхода указа Святейшего Синода от 1775 года, предписывавшего непременное совершение церковного обручения в одно время с венчанием, всякая возможность возникновения коллизии, связанной с расторжением обручения, была исключена. По указу от 1775 года, о желании вступить в брак необходимо было сообщить (письменно или устно) приходскому священнику, который с целью выявления возможных препятствий к браку был обязан объявлять о нём в храме после литургии в течение 3 недель. Если препятствий обнаружено не было, священник вносил в «обыскную» книгу соответствующую запись, скреплённую также подписями вступающих в брак лиц. Обязательное внесение записи о браковенчании в метрические книги было установлено в России с 1802 года (форма их ведения была определена Святейшим Синодом в 1838 году). В Советской России декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», изданный в 1918 году, лишил церковный брак юридической силы, оставив верующим право принимать церковное благословение на брак после его регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). На протяжении всей советской истории венчание хотя и не запрещалось, но в той или иной форме подвергалось преследованию. Поэтому многие, кто принадлежал к православной церкви и состоял в зарегистрированном светскими властями браке, не решались на венчание. В начале 21 века в России венчание по-прежнему не имеет юридической силы. По сложившейся практике священник совершает таинство венчания только после регистрации брака в ЗАГСе.

бракЦерковное венчание брака не совершается во время постов, накануне среды и пятницы (то есть во вторник и четверг); накануне воскресных дней, двунадесятых, великих, храмовых праздников, в продолжение Святок [от 25 декабря (7 января) до 7(20) января], в Пасхальную седьмицу.

Поместный собор Российской православной церкви 1917-18 годов признал законными следующие поводы для ходатайства одного из супругов о расторжении церковного брака: отпадение от православия, прелюбодеяние, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие одного из супругов, осуждение к наказанию одного из супругов, сопряжённому с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь и здоровье детей или супруга, вступление одного из супругов в новый брак. В соответствии с «Основами социальной концепции Русской православной церкви», принятыми в 2000 году, этот перечень был дополнен следующими пунктами: заболевание одного из супругов СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм, наркомания, а также совершение женой аборта без согласия мужа. В своём решении о расторжении брака Церковь опирается на показания самих супругов, свидетельства духовника, результаты медицинского обследования, а также на решение светских судебных инстанций (если таковое имеется). Православное церковное право при расторжении брака предусматривает запрет вторичного вступления в брак для стороны, виновной в разводе.

К православному греческому чину близки чины благословения брака в других восточных церквах.

Армянский чин бракосочетания (смотри также Армянская апостольская церковь), уже согласно древнейшим рукописям, состоял из 3 частей: обряда обмена жениха и невесты крестами, собственно чинопоследования брака, чина разрешения венцов (совершался на 7-й день после свадьбы). В Армянской католической церкви чинопоследование брака соединено с литургией; после прочтения Евангелия совершается благословение и возложение венцов на жениха и невесту.

Коптский чин состоит из 5 частей: обручения, благословения одежд жениха, венчания, заключительного благословения, чина 8-го дня. В традиции Яковитской церкви (антиохийский обряд) чин бракосочетания состоит из 2 частей: обручения и венчания. Особой спецификой отличается традиция благословения брака в Ассирийской церкви Востока, а также в халдейской (униатской) церкви.

бракВ католической церкви учение о семеричном числе таинств, в которое входит брак, было принято Тридентским собором, ссылавшимся на постановления 2-го Лионского собора (1274 год) и Ферраро Флорентийского собора. Католическая церковь, придавая большое значение соглашению, заключающемуся вступающими в брак, считает главной целью брака деторождение. Брак между крещёными называется лишь одобренным; чтобы он стал завершённым, супруги должны совершить между собой супружеский акт, основной целью которого является рождение потомства. Таким образом, католическая церковь различает двоякого рода супружество (matrimonium consummatum и matrimonium non consummatum), где брак устанавливается и фактически начинается плотской связью. Одобренный и завершённый брак не может быть расторгнут ни по какой причине (даже при измене одного из супругов), кроме смерти, тогда как незавершённый брак между крещёными или между крещёной и некрещёной сторонами может быть расторгнут Римским понтификом, с сохранением права для обеих сторон вступать в новый брак. В католической традиции минимальный возраст для вступления в брачные отношения - 16 лет.

Единый чин католического бракосочетания был установлен только после Тридентского собора (1545-52 годы; 1562-63 годы) и опубликован в Миссале (1570 год) и Ритуале (1614 год), являвшихся основными литургическими книгами католической церкви. Согласно тридентскому Миссалу, бракосочетание совершалось во время мессы. В чине брачной мессы никаких особых обрядов, кроме священнического благословения молодых перед причащением, нет. В тридентском чине предусмотрены: обязательная формула взаимного согласия жениха и невесты на брак, священническая формула «Я вас соединяю», 2 молитвы - благословение кольца и молодой пары. Чин Ритуала предназначался для благословения брака в случаях второбрачия невесты, невозможности служить мессу, непринадлежности одного из супругов католической церкви. После 2-го Ватиканского собора (1962-65 годы) в католической церкви был установлен следующий чин благословения брака: после чтений священник произносит поучение новобрачным, задавая им вопросы о добровольности их вступления в брак, затем совершается благословение колец и обмен ими; молитва благословения брака читается перед причащением; в конце мессы, перед благословением народа, священник благословляет молодых.

В православной и католической традициях определён ряд препятствий к заключению и церковному благословению брака. Эти препятствия подразделяются на абсолютные и условные. К абсолютным относятся: вступление в новый брак лица, уже состоящего в браке; вдовство после 3-го брака или расторжение 3-го брака; виновность в расторжении предыдущего брака; физическая и духовная неспособность к браку (слабоумие, душевные болезни); недостижение вступающими в брак возраста совершеннолетия. Особо регламентируется вступление в брак духовных лиц. К условным относятся: близкое кровное родство. В католической церкви до 4-го Латеранского собора существовал запрет на брак до 7-й степени кровного родства. Папа Римский Иннокентий III (1484-92 годы) ограничил препятствия к браку 4-й степенью как законного, так и незаконного кровного родства. Ныне в католическом брачном праве препятствия к браку ограничиваются 4-й степенью бокового родства, а также прямым родством во всех степенях. Условными препятствиями являются также: отношения свойства; духовное родство, то есть отношения между крёстными и крестниками (не является препятствием в католической церкви латинского обряда, но остаётся препятствием в католических церквах восточного обряда); гражданское родство; отсутствие взаимного согласия вступающих в брак; отсутствие согласия родителей жениха или невесты.

бракВ протестантизме имеет место церковное благословение брака, совершаемое как обряд браковенчания, но таинством оно не признаётся. Запрещается брак между законными или незаконными прямыми родственниками, а при боковом родстве - до 2-й степени законного или незаконного родства.

Л. В. Литвинова, В. Цыпин.

Брак в иудаизме. Канон церемонии бракосочетания, в основном сохранившийся до настоящего времени, сформировался в талмудический период. Согласно этому канону, бракосочетание состоит из двух актов: киддушин (или эрусин) и ниссуин. По акту киддушин жених в присутствии двух правомочных свидетелей даёт невесте деньги или их эквивалент (сейчас это обычно гладкое кольцо) и произносит при этом (в случае обручения кольцом) обручальную формулу: «Этим кольцом ты посвящаешься мне по закону Моисея и Израиля». Акт передачи денег или надевания кольца означает, что жених выражает желание сделать невесту своей женой, а невеста, принимая то или другое, выражает согласие стать его женой. Акт ниссуин состоит в том, что невесту приводят к жениху под хуппу (балдахин) в присутствии двух правомочных свидетелей в целях собственно бракосочетания «по закону Моисея и Израиля». Не позднее начала 12 века два акта были объединены в одну церемонию, также были добавлены проповедь проводящего церемонию раввина и - уже в Новейшее время - молитвы о ниспослании благословения новобрачным.

В субботу, предшествующую обряду бракосочетания, жених вызывается в синагоге к чтению Торы. Когда жених проходит вперёд, его осыпают рисом, зёрнами пшеницы, орехами и конфетами. Вызывается он к чтению Торы и в первую субботу после бракосочетания. Невеста обязана в один из вечеров накануне свадьбы совершить омовение. Какое-то время накануне свадьбы (от недели в одних общинах до одного дня в других) жених и невеста воздерживаются от встреч. Поскольку брак рассматривается как новый этап в жизни вступающих в него, жених и невеста получают прощение за все свои предшествующие грехи; обычно они прибавляют покаянные молитвы, читаемые особо в Иом-Кипур, к своей полуденной молитве в день, предшествующий бракосочетанию. Предписывается, чтобы церемонию бракосочетания проводил раввин; также обязательно присутствие по меньшей мере двух правомочных свидетелей, не являющихся родственниками друг друга или одной из сторон, вступающих в брак.

В иудаизме одним из основных препятствий к браку традиционно является принадлежность жениха или невесты к другой конфессии, кроме того, неиудейское происхождение одного из вступающих в брак (прежде всего жениха). Иудаизм допускает расторжение брака, но как исключительное и крайне нежелательное явление, связанное с изменой или бездетностью. В Государстве Израиль вопросы брака и его расторжения решаются согласно еврейскому праву в соответствии с положениями разделов 1-го и 2-го Законов о юрисдикции раввинских судов (брак и разводы) от 5713 по еврейский календарю (1953 год). Согласно Закону о возрасте вступления в брак от 1950 года (с поправкой от 1960 года), женщина не может вступить в брак до достижения 17-летнего возраста. Исключение составляют те случаи, когда ранний брак разрешается окружным судом на основании причин, оговорённых в законе (минимальный возраст для вступления в брак мужчины не оговорён).

Согласно Галахе, муж имеет десять обязанностей по отношению к жене и детям от брака с ней: 1) обеспечить жену средствами к существованию; 2) предоставлять ей одежду и жильё; 3) исполнять свой супружеский долг; 4) обеспечить исполнение денежного обязательства, взятого на себя в брачном контракте; 5) обеспечить жене медицинское обслуживание и уход в случае болезни; 6) выкупить её, если она будет взята в плен; 7) обеспечить похороны и установку надгробного памятника, если жена умрёт до него; 8) обеспечить её средствами к существованию после его смерти и правом жить в его доме, пока она остаётся вдовой; 9) обеспечить содержание после его смерти дочерей до их обручения или совершеннолетия; 10) обеспечить наследование сыновьями, вдобавок к их законной доле, состояния отца, суммы, указанной в брачном контракте, если жена умрёт раньше мужа. Права мужа по отношению к жене включают: 1) использование труда жены; 2) право на её случайные заработки или найденные ею материальные ценности; 3) право распоряжения её имуществом и доходами от него; 4) право наследовать её состояние.

Д. В. Вальков, С. Б. Яблонская.

Брак в исламе (арабский - завадж, никах), равноправный юридический договор, заключение которого делает сожительство женщины и мужчины «разрешённым» (халяль). Шариат считает брак богоугодным делом, рекомендуемым каждому мусульманину.

Для вступления в брак юноши должны достигнуть 14, а девушки - 12-13 лет. Желательно соответствие вступающих в брак по возрасту и общественному положению. Жених должен обладать состоянием, достаточным для выплаты брачного выкупа [арабский - махр (смотри Махр и калым); тюркский - кебин]. Согласия невесты на первый брак не требуется - достаточно разрешения её отца или опекуна. Вдова или разведённая даёт согласие на брак сама. Ограничений для брака в исламе мало. Большинство религиозно-правовых школ суннитского и шиитского ислама (смотри Мазхаб) запрещают брак лицам, связанным ближайшим кровным и молочным родством, свойством, а также хозяевам со своими рабами. Мусульманин может жениться на христианке и иудейке, но мусульманке дозволен брак лишь с мусульманином.

Брак регистрируется шариатским судьёй (кади), в роли которого в 19-20 веках стали выступать государственные нотариусы. Чтобы брачный договор вступил в силу, согласно мусульманскому праву (фикх), требуется присутствие в качестве свидетелей двух мужчин или одного мужчины и женщины.

Основные процессуальные элементы мусульманского бракосочетания восходят к доисламскому обычному праву (адат). Их порядок окончательно сложился в первые века существования ислама. Заключение брака начинается со сговора (хитба), когда жених или его поверенный делает предложение отцу, опекуну или поверенному невесты. На этом этапе определяются махр и прочие условия брачного договора. После этого невеста переезжает в дом к жениху (зифаф), где играют свадьбу (урс). Если невеста ребёнок, её передача жениху откладывается до достижения ею половой зрелости. Во время свадьбы оглашается брачный договор, выплачивается махр. На любом из этих этапов брак может быть приостановлен. Он считается совершённым только после фактического вступления в брачные отношения (никах). Обрядность брака в исламе сильно отличается в зависимости от региона. Мусульманское право уделяет правам женщины в браке больше внимания, чем адат. Если по обычному праву брачный выкуп идёт роду жены, то фикх требует передачи махра невесте. Неполная выплата махра, невозможность содержать жену и родившихся в браке детей могут служить основанием для развода. Женщина сохраняет дееспособность в браке. Муж не имеет прав на её имущество, ведя её дела как поверенный. В свою очередь, жена обязана повиноваться мужу как главе семьи.

Ислам узаконивает полигамию, унаследованную им вместе с гаремом от доисламского арабского адата, но ограничивает число законных жён четырьмя. Только пророку Мухаммеду Кораном было разрешено иметь больше четырёх жён одновременно. На практике полигамный брак не имеет широкого распространения. В прошлом он встречался больше среди мусульманской элиты и особенно правителей, при дворах которых в нарушение принципов шариата имелись большие гаремы. В большинстве мусульманских регионов преобладает моногамный брак.

Коран (4:24-28) разрешает также временный брак (мута, сигэ), заключавшийся в раннем исламе на срок от 1 часа до 99 лунных лет. Жена вместо махра получала пропитание и возмещение в случае развода, но её правовой статус не отличался от статуса законных жён. Дети от временного брака считались законнорождёнными. Но уже в 7 веке халиф Омар ибн аль-Хаттаб запретил временные браки. С тех пор все мазхабы суннитского ислама и шииты-зейдиты осуждают их, одни как греховное по сути, а другие как неодобряемое деяние. Только шииты-имамиты сохранили временный брак.

Брак прекращается по причине смерти одного из супругов или после развода, чаще происходящего по инициативе мужа. После троекратного произнесения им формулы «отпущения» (арабский - талак) жена освобождается от супружеских обязанностей, сохраняя полученный от мужа махр. В этом случае брак между супругами может быть возобновлён, но только после нового замужества жены, в свою очередь завершившегося разводом или вдовством. Некоторые мазхабы признают «отпущение» в качестве окончательного развода. Кроме того, шариат устанавливает: развод по инициативе жены в ответ на нарушение мужем условий брачного договора, при этом брак может быть возобновлён, если произошло примирение супругов (фасх); развод по желанию жены, когда она теряет махр и выплачивает мужу возмещение за уход от него (хул); развод по проклятию, произнесённому супругами, когда муж подозревает жену в нарушении супружеской верности, но не может доказать этого (лиан). В двух последних случаях брак не может быть возобновлён.

Сильные изменения в нормах брака в исламе произошли в 19-21 веках. Под влиянием европейских систем права полигамия в законодательстве одних мусульманских стран была ограничена, а в других (например, в Тунисе) запрещена. Брачный возраст был повышен до 15-18 лет. В Российской империи мусульманский брак был узаконен в 19 веке.

С введением в 1825 году метрикации муллы были обязаны регистрировать брак мусульман. Брачные нормы шариата вошли в российское законодательство, но в 1928 году наряду с другими положениями шариата запрещены как «пережиток родового быта» и преследовались уголовно (глава Х УК РСФСР, 1928 год; УК РСФСР, 1960 год). Однако в СССР не удалось искоренить исламский брак, продолжавший практиковаться нелегально. Законодательство постсоветской России не признаёт полигамный мусульманский брак, но и не преследует его по закону.

В. О. Бобровников.

Брак в индуизме. В Индии брак не только социальная необходимость, но и важнейшая религиозная обязанность, налагаемая на правоверного индуса на определённой стадии его жизни, называемой «ашрамом домохозяина». В современном индийском обществе брачные отношения во многом регулируются гражданским законодательством, однако кастовая структура всегда значительно влияла на гендерные и социальные отношения в обществе. Именно после вступления в брак «дважды рождённый», то есть принадлежащий к одному из трёх высших сословий (брахман, кшатрий или вайшья), получал возможность исполнить свой религиозный долг (в виде поминальной церемонии - шраддха) по отношению к предкам и произвести на свет сыновей, которые, в свою очередь, будут потом исполнять религиозный долг по отношению к нему, обеспечивая духовную преемственность поколений. Таким образом, брак поддерживает космический, социальный и моральный порядок (Дхарма). В этом смысле брак понимается не только как возможность совершать жертвоприношение, но и как само жертвоприношение: «Тот действительно не имеет жертвоприношения, у кого нет жены» («Тайттирия брахмана», II, 2, 2, 6).

бракВ основе идеи брака лежит религиозная концепция дарения: невесту бескорыстно, без всяких выкупов и предварительных условий приносят в дар жениху. Этому идеалу отвечала лишь первая из восьми форм брака, упомянутых в классической литературе: 1) брахма - брак между представителями одного сословия (прежде всего брахманами), когда отец «дарил» свою дочь вместе со всеми её украшениями достойному мужу, не требуя ничего взамен (в остальных формах брака «чистота» дара разными способами нарушалась); 2) дайва - невеста отдаётся отцом жрецу в качестве платы (дакшина) за совершённое им жертвоприношение богам (отсюда название «дайва» от «дэва» - бог); 3) арша - за невесту требуют символический выкуп в виде коровы или быка, то есть совершают «натуральный обмен»; 4) праджапатья - отец невесты не требует выкупа и не даёт приданого, но ставит жениху условие: «вместе с будущей женой исполнять религиозные обязанности» (с распространением детских браков эта форма деградировала); 5) гандхарва - брак по взаимному согласию сторон (заключался, как правило, тайно); к этой же категории относится сваямвара - невеста сама выбирает жениха (частый сюжет в литературе, например, история Наля и Дамаянти, Рамы и Ситы); 6) асура - брак, когда невесту просто покупают; 7) ракшаса - похищение невесты; 8) пайшача - жених обманом овладевает девушкой. Для брахманов считались допустимыми (в убывающем порядке) только первые четыре формы брака. Однако брак-гандхарва, судя по разным источникам, был достаточно распространённым явлением среди кшатриев и даже окружался романтичным ореолом. Последние три разновидности брака названы именами демонов, что свидетельствует о неодобрительном к ним отношении.

Традиционный брак, подготавливаемый и устраиваемый родителями жениха и невесты, заключается на всю жизнь. При подборе пары обязательно учитываются каста, род, генеалогические факторы (браки между близкими родственниками запрещаются), данные гороскопов, предзнаменования и тому подобное. Несмотря на то, что в определённые периоды индийской истории существовал запрет на межкастовые браки, они тем не менее имели место. Возраст жениха и невесты в разные исторические периоды определялся по-разному, но в целом он имел тенденцию к снижению. Согласно дхарма-сутрам, излагающим религиозные обязанности членов разных сословий, возраст жениха не должен был опускаться ниже 20 лет, девушку же предписывалось выдать замуж перед достижением половой зрелости, а точнее - до первой менструации (нарушение этого правила приравнивалось к тяжкому преступлению). В зажиточных семьях практиковались и детские браки, и многожёнство (в основном у кшатриев). По обычаю, который сохранился и до нашего времени, родители невесты несут все расходы по организации свадьбы. К этому событию семья, в которой есть дочери, готовится всю жизнь. В бедных семьях девочек часто продавали в храмы, дома терпимости, а то и просто убивали (особенно у раджпутов). Чтобы помешать родителям избавляться от девочек, в современной Индии на дородовую диагностику пола наложен строгий запрет.

Согласно традиции, до того, как быть отданной жениху, невеста принадлежит сначала Соме, потом Гандархве и, наконец, Агни, каждый из которых заботится о её созревании и охраняет её невинность, то есть жених получает невесту в дар не только от свёкра, но и от самих богов. Невеста достаётся жениху как «остаток» того, чем владели боги, что в свете брахманистской идеологии жертвоприношения является знаком священного характера брака. Брачная церемония включала множество обрядов и ритуалов, каждый из которых имел свою символику и религиозное объяснение. В индуизме жена могла добиться развода, если муж не был способен исполнять свои супружеские обязанности.

В. Г. Лысенко.