Ковентри (город)

КОВЕНТРИ (Coventry), город в Великобритании, в Центральной Англии, в Западном Мидленде; с 1986 имеет статус унитарного образования. Население 306 тысяч человек (2007; около 25% иммигранты); соседствует с Западно-Мидлендской конурбацией (центр – Бирмингем; отделён от неё сплошным «зелёным поясом» шириной около 25 км). Крупный узел авто и железнодорожных магистралей, связывающих Лондон с севером Англии и Шотландией. Соединён каналами с системами рек Трент-Мерси, Северн и Темза (используются в рекреационных целях). Авиаперевозки обслуживают аэропорт Ковентри (близ города) и международный аэропорт Бирмингема (в 17 км).

Возник вокруг основанного около 700 года женского монастыря (разрушен викингами в 1016). В 1043 эрл Мерсии Леофрик (1023-57) и его жена Годгиву (Годива) основали на том же месте бенедиктинское аббатство, в которое около 1095 была перенесена из Честера епископская кафедра (официально утверждена в 1102). К 14 веку Ковентри стал одним из крупнейших английских центров изготовления тканей и торговли ими. В 1345 получил статус города. К началу 15 века четвёртый по числу жителей город Англии (после Лондона, Бристоля и Нориджа). В 1451-1842 имел статус отдельного графства. С 18 века до конца 19 века Ковентри - центр часового производства, в начале 20 века налажено производство автомобилей (марки «Ровер» и др.), станков, авиатехники. Во время 2-й мировой войны подвергался массированным бомбардировкам германской авиации (ноябрь 1940, апрель 1941). В результате авианалёта 14.11.1940 («Ковентри-блиц») был полностью разрушен исторический центр города, в том числе собор Святого Михаила (конец 14 - начало 15 века; шпиль около 90 м, 1667; рядом с руинами в 1954-1962 возведено новое здание собора, архитектор Б. Спенс); всего было разрушено более 50 тысяч зданий, погибло около 1 тысячи человек.

Реклама

Ковентри

Ковентри. Панорама центра города.

Сохранились: церковь Святого Иоанна (церковь Баблейк; 1344-50, значительно перестроена; в 17 веке использовалась как тюрьма), школа Баблейк в тюдоровском стиле (1560), здание больницы Бонд (1506), больница Форда, или «богадельня» (1509; в 1940 сильно пострадала, восстановлена в 1953). Из 12 ворот городской крепостной стены сохранились Кук-Стрит-Гейт (около 1385) и Суонсуэлл-Гейт (1461); церковь Святой Троицы (13-15 века). С 1945 разрабатывается план восстановления и реконструкции Ковентри (архитекторы Д. Гибсон, А. Линг). Начинается интенсивное новое строительство: ансамбль центральной площади Бродгейт (1948) с памятником Годиве (1949, скульптор У. Р. Дик), здание муниципалитета (архитектор У. Сили и др.), гостиница «Леофрик» (1955, У. Хатрелл и др.), театр «Белгрейд» (1958, А. Линг и др.), здание библиотеки Университета Ковентри (2000, бюро «Форд Ассошиэйтс»),

Ковентри Университет Ковентри (1843, название и статус неоднократно менялись, современный статус с 1992), Университет Уорвик (1965; включает Центр искусств Уорвик). Музеи: игрушек (1970; здание 1352), авиации Мидленда (1977), транспорта (1980; крупнейшая коллекция автомобилей британского производства); Галерея искусств и музей Герберта (1960). Театры: «Белгрейд», «Театр стряпчих» и др. Ежегодно проводится Международный джазовый фестиваль (с 1999) и др. Футбольный клуб «Ковентри Сити» (стадион «Рико Арена», около 33 тысяч мест) - обладатель Кубка Англии 1987.

В экономике города с конца 20 века доминирует сфера услуг (создаётся около 70% ВРП; занято около 70% работающих, в том числе в оптовой и розничной торговле, гостиничном и ресторанном деле около 21%, здравоохранении и образовании 20%, секторе финансовых и деловых услуг 15%, транспорта и связи 10%, административных услуг 4%). Важное значение сохраняет промышленное производство.

В начале 21 века в «старых» отраслях - авто-, авиа и станкостроении (бурно развивались в 1950-60-е годы; со 2-й половины 1970-х годов в состоянии кризиса, особенно автостроение) объёмы производства и число рабочих мест сокращаются (в 2006 закрыто последнее крупное автопредприятие Ковентри - завод компании «Peugeot» мощностью около 200 тысяч автомобилей в год, где работало 3,5 тысячи человек), однако продолжают действовать десятки профильных предприятий и фирм. В автостроении представлено около 10 фирм, в том числе «Peugeot» (завод автозапчастей), «Jaguar» (офис и центр НИОКР), «London Taxi International» (LTI; единственный завод, выпускающий фирменные британские такси чёрного цвета). Ведущие предприятия авиастроения (всего около 30 компаний) - завод авиадвигателей «Rolls-Royce» и завод по производству авиационных шин компании «Dunlop Aerospace»; станкостроения и общего машиностроения (около 50 фирм) - AMF (производство оборудования для отраслей АПК и др.), «А.J. Engineering» (производство промышленного оборудования, в том числе нефтяного) и др. Среди «новых» отраслей (быстро развивались с 1970-х годов) выделяются электротехническая и электронная (завод электронного оборудования компании ABB Ltd; производство комплектующих для электротехники и др. - «LIC Components Ltd»), химическая (главным образом производство химических волокон; действует завод специальных медицинских волокон компании «Acordis Services»).

Лит.: The Coventry we have lost / Ed. А. Smith, D. Fry. Berkswell, 1991-1993. Vol. 1-2.

С. Г. Мереминский (история), В. М. Сокольский.