Ковёр
КОВЁР, многоцветное или однотонное преимущественно текстильное изделие, предназначенное для украшения, утепления, звукоизоляции помещений; вырабатывается ручным или машинным способом. Лучшие образцы старинных ковров (с узорами или изображениями) хранятся в музеях мира (Эрмитаже и др.). Художественные особенности ковра определяются способом выработки, материалом, строением поверхности (фактурой), плотностью, размером, колористическим оформлением, а также соотношением бордюра и центрального поля, характером композиции орнамента и др. Ковры бывают: безворсовые - односторонние (типа сумахов) и двусторонние (типа килимов, паласов); ворсовые - с разрезным и неразрезным (петельным) ворсом. В коврах возможно также чередование участков ворса и безворсового фона. Безворсовые ковры представляют собой плотные однослойные ткани, в которых рисунок образуется переплетением цветных нитей основы и утка. Ворсовые ковры - обычно многослойная ткань, в которой на нитях основы (иногда на нитях утка) закреплены отдельные, плотно прилегающие один к другому пучки пряжи - ворсовые узлы; подстриженные на лицевой стороне концы узлов (пучков) образуют ворс, скрывающий основу и уток. Декоративная поверхность ковров получается чередованием ворсовой пряжи различных цветов и оттенков. Ворсинка может формироваться из одной или нескольких разноцветных ворсовых нитей с целью обогащения цветовой палитры. По высоте ворса ковровые изделия делятся на низковорсовые, высоковорсовые (5-9 мм) и с комбинированным ворсом (высоким и низким). Выпускают также ковры с неразрезным ворсом (петельные) и сочетающие разрезной ворс с неразрезным. Средняя плотность 1000-2500 пучков ворса на 1 дм2, поверхностная плотность 1800-2500 г/м2.
Реклама
Ковры ручного ткачества изготавливаются на простых ковроткацких станках, представляющих собой прямоугольную вертикальную или горизонтальную раму. Внутри рамы расположены верхняя и нижняя перекладины, между которыми протягиваются (вкруговую) нити основы, а по всей ширине основы - нити утка. Ворсовую ткань получают обвязыванием шерстяной пряжи в виде узла и закреплением ворса на основе. Каждый ряд узлов закрепляют одной или двумя нитями скрепляющих утков. Ручное ковроткачество развито во многих странах мира и является народным художественным промыслом. Ковры имеют традиционный для каждой местности вид и различаются по рисунку, расцветке, способу изготовления. В середине 19 века возникло машинное производство ковров, которое получило широкое распространение благодаря применению Жаккарда машины, позволившей ткать различные узорчатые ковры, а также метода изготовления двухполотных ковров. Машинное ковроткачество более производительное, чем ручное. Однако ковры, вырабатываемые на ручных станках, по качеству исполнения, прочности, долговечности, цветовому решению и сложности рисунка остаются непревзойдёнными (поэтому их стоимость значительно выше).
Материалом для ручного ковроткачества служит преимущественно шерстяная (овечья, козья, верблюжья) пряжа. Пряжа из хлопка, льна и других волокон используется главным образом для создания каркаса ковровой ткани в качестве основы и утка. Для ковров машинного производства наряду с пряжей из натуральных волокон широко применяются химические волокна: искусственные (вискозное, медноаммиачное, ацетатное) и синтетические (капрон, нитрон, лавсан и др.).
Известно более 50 видов ковровых изделий. Ковры машинного производства по способу изготовления бывают: тканые - двухполотные, прутковые, аксминстерские (ленточные, трубчатые, жаккардовые); нетканые - трикотажные, иглопробивные и иглопрошивные (тафтинговые). Край ковров обрабатывается с помощью оверлока, канта, бахромы. Вырабатываются ковры гладкие и с рисунком; рисунок тканых ковров создаётся машиной Жаккарда или печатным способом. При двухполотном способе изготовления ковров на станке одновременно формируются два полотна (верхнее и нижнее), расположенные друг под другом на определённом расстоянии. На поверхности прутковых ковров петля ворса заданной высоты создаётся при помощи стального прутка. Аксминстерские ковры (по названию города в Англии, где разработан способ ковроткачества), основа и ворс которых ткутся одновременно, имитируют структуру изделий ручной выработки. Первоначально были ленточными (синелевыми), впоследствии стали вырабатываться на ковроткацких станках валичным (трубчатым) и жаккардовым способами.
Нетканые ковры состоят из нитей ворса, грунтовой ткани и латексной подложки; вырабатываются на высокоскоростных многоигольных машинах. Ковровые покрытия при трикотажном способе вырабатываются путём сочетания петельного и перевивочного переплетений химических комплексных и текстурированных нитей; при иглопробивном - скрепления волокон в холсте за счёт перепутывания волокон иглами (имеющими зазубрины по всей длине), которые при движении вверх-вниз захватывают и запутывают волокна, образуя компактное полотно; при тафтинговом (от английского tuft - ворс) - прошивки ворсовыми нитями предварительно подготовленного грунтового материала. Тафтинговый способ по технико-экономическим показателям значительно превосходит существующие нетканые и тканые способы производства.
Лит.: Мартынова А. А., Слостина Г. Л., Власова Н. А. Строение и проектирование тканей. М., 1999; Слостина Г. Л. Современная технология производства ковров. М., 2006.
Г. Л. Слостина.
Историческая справка. В традиционной культуре самая распространённая группа ковров - постилочные, в том числе ритуальные (молитвенные, свадебные, похоронные, родильные и др.). К коврам относятся также выполненные в аналогичных техниках дверные и настенные занавеси, покрышки жилищ (шатров, юрт, кибиток); полосы для обвязывания юрт. В европейских культурах распространены покрывала, налавники и др. Ковры (особенно войлочные) использовали для убранства верховых животных.
Ковры изготавливаются из стеблей растений в сочетании с нитями и верёвками (циновка); нитей из растительного, шерстяного или шёлкового волокна (ворсовые ковры и гладкотканые килим и сумах) либо растительного или шерстяного волокна в массе - тапы и войлока (смотри Кошма).
Наиболее древний (не позднее 10-12 тысяч лет назад) и распространённый в традиционных культурах вид ковров - циновки; изготавливаются повсеместно, кроме арктической зоны. Килимы известны большинству народов, знакомых с ткачеством, они являются самым ранним тканым узорным текстилем в истории человечества. Производство войлочных ковров прослеживается с 3-2-го тысячелетия до нашей эры и является единственным видом ковроделия для кочевников Евразии. Ворсовое ковроделие приоритетно для территорий с развитым овцеводством. Ворсовая техника зародилась, по-видимому, в Северной Месопотамии (древнейшие изображения одежды из ворсовой ткани зафиксированы на алебастровых статуэтках середины 3-го тысячелетия до нашей эры из Мари). Древнейшие находки ворсовой ткани происходят из Северного Тибета (16 век до нашей эры), Восточного Туркестана (Лоулань, бассейн реки Тарим, 12 век до нашей эры) и Египта (гробница архитектора Кха, Долина царей, 14 век до нашей эры). Наиболее известен ворсовый ковер ахеменидской работы из 5-го Пазырыкского кургана (Горный Алтай, 4 век до нашей эры).
Ворсовый ковёр из 5-го Пазырыкского кургана. Сер. 4 век до н.э. Ахеменидский Иран. Эрмитаж (Санкт-Петербург).
Узор ворсовых ковров выполняется узлами или петлями, создаваемыми в процессе ткачества. Петлевая техника, вероятно, предшествовала узелковой (хотя и узелковые и петлевые ковры найдены в синхронных памятниках). В классическом варианте узелковых ковров узлы делаются на 2 нитях основы и бывают асимметричными (as), или персидскими, полуторными, и симметричными (sy), или турецкими, двойными (есть и другие локальные варианты названий). Как правило, ковроделы используют единый для своего региона тип узла. В Туркмении в рамках единой ковровой традиции сосуществуют разные по типу и времени формирования племенные варианты узлов. Как as, так и sy структуры могут выполняться с приёмами смещения, зацепа и др. Использование этих методов позволяет создавать рисунки любой сложности, включая портретные изображения.
Древнейшие петлевые ковры были однотонными (Египет, Тарим, Пазырык). В эллинистический период доминируют орнаментированные петлевые коврики и занавеси, среди которых особое место занимают так называемые коптские ткани, часто имеющие сложные композиции на мифологический сюжет. Особую группу составляют ковры бактрийцев - основного ковродельческого населения Центральной Азии с конца 1-го тысячелетия до нашей эры до арабского нашествия. Ныне производство ворсовых ковров распространено в Южной, Юго-Западной и Центральной Азии (особо - в Арало-Каспийской зоне), на Кавказе, в Северной Африке, Восточной и Северной Европе (Финляндия, Швеция).
Фрагмент ворсового ковра. Иран. 16 в. Польди-Пеццоли (Милан).
Ковры различаются по культурно-историческим периодам (например, ахеменидские, бактрийские, сельджукские, сефевидские, мамлюкские, барокко, ампир и пр.) и месту производства. Среди азиатских и северо-африканских ковров (часто объединяемых под общим термином «восточные ковры») выделяются большие смешанные группы (персидские, турецкие, кавказские, среднеазиатские) и более однородные пакистанские, индийские, китайские, тибетские, монгольские, египетские, берберские, марокканские, и др.; этнические, племенные и локальные разновидности (например, в Азии - туркменские, киргизские, узбекские, таджикские, белуджские, арабские, в Восточной Европе - русские, украинские, молдавские, белорусские, болгарские, румынские, в Америке - инкские, навахо). При развитом товарном производстве характерные особенности отличают традиции, связанные с отдельными мастерскими (например, шпалеры и гобелены в Западной Европе, ковры Императорских мастерских России).
Лит.: Гогель Ф. В. Ковры. М., 1950; Руденко С. И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани. Л., 1968; Мошкова В. Г. Ковры народов Средней Азии конца XIX - начала XX в. Таш., 1970; Emery I. The primary structure of fabrics. 2nd ed. Wash., 1980; Tsareva Е. Rugs, Carpets and Carpet-weaving // The Dictionary of art. L., 1996; Great carpets of the World. Р., 1996; Stone Р. F. The oriental rug lexicon. 2nd ed. L., 1997; Gantzhorn V. Oriental carpets. Their iconology and iconography from earliest times to the 18th century. Кöln; L., 1998; Tsareva Е. Carpets. Fabrics and Carpets // The history of civilizations of Central Asia. Р., 2001. Vol. 5: Development in Contrast: from the 16th to the mid-19th century; Glanz der Himmelssöhne. Kaiserliche Teppiche aus China 1400-1750. Кöln, 2005; Зариф М. Ковры. М., 2006.
Е. Г. Царёва.