Кой-Крылган-Кала

КОЙ-КРЫЛГАН-КАЛА (Крепость погибших баранов), городище 4 века до нашей эры - начало 4 века нашей эры в Хорезме (в современном Турткульском районе Каракалпакии, Узбекистан). Открыто С. П. Толстовым в 1938 году, исследования его же с 1950, в 1952-57 раскопано полностью. В плане круглое (диаметр 90 м), с северо-северо-востока - вход, фланкированный 2 полукруглыми башнями. Выделяются 2 периода заселения. В I период (конец 4 - не позднее начала 1 века до нашей эры) в центре Кой-Крылган-Кала возведено круглое здание (диаметр 44,5 м, сохранилось на высоту 8,5 м, толщина внешней стены до 7 м), интерпретируемое как храм-мавзолей. На нижнем этаже-2 изолированных комплекса, каждый состоял из 4 помещений, перекрытых сводами; на верхнем - стрелковая галерея с рядом бойниц, под ними 7 трапециевидных в плане окон (три на юг, два на север, по одному на запад и восток). По мнению исследователей, в западной части нижнего этажа располагались погребальные помещения, вход в которые был заложен сразу после строительства;  восточная часть и помещения верхнего этажа использовались для хранения храмового инвентаря и др.; вероятно, отсюда жрецы вели и астрономические наблюдения. Здание на расстоянии 15 м окружено крепостной стеной; пространство между ними застроено различными помещениями (в том числе хранилищами), стены которых образовывали радиальную планировку. Постройки погибли в сильном пожаре. Во время запустения в стрелковой галерее центрального здания стали устанавливать оссуарии в виде сидящих фигур мужчин или женщин. Не ранее начала 2 века нашей эры (II период) внутри крепостных стен вновь строятся дома (2-3-комнатные секции, примыкающие друг к другу), иногда с использованием старых стен и сохранением общей радиальной планировки (центральное здание не обживается).

Реклама

Кой-Крылган-КалаСреди находок I периода: фрагменты больших керамических фляг с барельефными композициями на плоской стороне [в том числе мифологический сюжет о возникновении элементов мироздания и богов посредством уничтожения огнём-грифоном «космической птицы» - фантастического гуся; всадник в остроконечном сакском клобуке, скачущий с тяжёлым копьём наперевес; бородатый человек, поднимающий виноградную гроздь, в его правой руке кувшин, за спиной фляга; этот персонаж связывают с местным винодельческим («дионисийским») культом]; терракотовые (в основном женские, в том числе кормящей матери) статуэтки, среди них - одетой обезьянки с детёнышем (вероятно, привозная); керамические парадная (в том числе кувшины с одной ручкой, заканчивающейся реалистично выполненной львиной головой, которая как бы пьёт из сосуда; очевидно, имитация иранских металлических кувшинов с ручками с головой льва на конце 6-4 века до нашей эры), бытовая, хозяйственная посуда; надписи (хозяйственные тексты, написанные тушью на черепках) арамейским письмом на хорезмийском языке, датированные 3-2 веками до нашей эры. В зондаже 1951 года найдена надпись арамейским письмом, нанесённая на хуме до обжига.

Лит.: Кой-Крылган-кала. Памятник культуры Древнего Хорезма IV век до нашей эры - IV век нашей эры // Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. М., 1967. Т. 5; Рапопорт Ю. А. Краткий очерк истории Хорезма в древности // Приаралье в древности и средневековье. М., 1998; Рапопорт Ю. А., Неразик Е. Е., Левина Л. М. В низовьях Окса и Яксарта. Образы древнего Приаралья. М., 2000.

С. Б. Болелов.