Крафт Адам

КРАФТ (Krafft, Kraft) Адам [около 1460, Нюрнберг (?) - 13.12.1508 или 10.1.1509, Швабах, близ Нюрнберга], немецкий скульптор. Учился предположительно на строительстве хора церкви Святого Лаврентия в Нюрнберге (конец 1470-х годов); посетил Ульм, Страсбург и Майнц, работал там в строительных артелях. По возвращении в Нюрнберг стал мастером; здесь проходила его дальнейшая деятельность. Крафт работал только в камне. Первое его документально засвидетельствованное произведение - эпитафия семьям Шрейер и Ландауэр (1490-92) у внешней  восточной стены церкви Святого Зебальда. Большая (2,5х6 м), как бы 3-створчатая стена покрыта рельефными изображениями Страстей Христовых: идея заимствована из алтарных композиций, но существенно переосмыслена за счёт разномасштабности фигур, многоплановости рельефа, передающего непрерывность потока событий.

Крафт (Krafft, Kraft) АдамОдно из главных произведений Крафта - табернакль в церкви Святого Лаврентия (1493-96): ажурная башня (высота около 20 м), многочисленные ярусы которой, украшенные скульптурой на тему Страстей Христовых, сужаются по мере возрастания и достигают сводов храма, завершаясь изящно изогнутым фиалом. В основании башни Крафт поместил портретные коленопреклонённые статуи (себя и двух своих помощников), на их плечах покоится всё грандиозное сооружение. Автопортрет Крафта, исполненный достоинства и самоуважения, свидетельствует о зарождении ренессансных черт в творчестве мастера. В 1497 Крафт создал также рельеф для здания Городских весов (ныне в Германском национальном музее, Нюрнберг). Симметричность композиции придаёт жанровой сцене (взвешивание тюка с товаром) символический характер.

Реклама

В своём позднем произведении - семи отдельных рельефах на плитах, воспроизводящих этапы Крестного пути Христа (1505-1508, установлены вблизи нюрнбергского кладбища и на его территории), мастер сосредоточил внимание на индивидуальных образных характеристиках, тонких оттенках эмоций и переживаний. Несмотря на скорбный характер общей темы, доминирует ощущение светлой печали и гармонии. Творчество Крафта демонстрирует процесс перехода от поздней готики к гуманистическим идеалам Возрождения.

Лит.: Schwemmer W. А. Kraft. Nürnberg, 1958; Schafer W. А. Krafft. Kassel, 1976; Либман М. Я. Немецкая скульптура, 1350-1550. М., 1980.

Л. С. Алёшина.