Кристус Петрус

Кристус (Christus) ПетрусКРИСТУС (Christus) Петрус (около 1410 или 1420, Барле, близ Гента - между 1475 и 1476, Брюгге), нидерландский живописец. Сведения о жизни Кристуса немногочисленны; в 1444 году получил звание мастера в Брюгге; жил там же. Вероятно, был учеником Я. ван Эта и закончил некоторые незавершённые произведения учителя («Святой Иероним», около 1435, Институт искусств, Детройт; «Мадонна с Младенцем и святыми», около 1450, собрание Фрик, Нью-Йорк). Наследие Кристуса включает созданные преимущественно между 1446 и 1457 алтарные композиции и портреты. Среди них наиболее значительны: портреты монаха-картезианца [1446, Метрополитен-музей (собрание Леманн), Нью-Йорк] и Э. Граймстона, английского посланника при дворе Филиппа Доброго (1446, Национальная галерея, Лондон); картина «Святой Элигий» (1449, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); две створки несохранившегося алтарного триптиха («Благовещение и Рождество» и «Страшный суд», 1452, Государственные музеи, Берлин); композиция «Мадонна с Младенцем, святыми Франциском и Иеронимом» (1457, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне).

Реклама

В своём искусстве Кристус соединил приёмы предшественников: от Я. ван Эйка унаследовал элементы жанровости в религиозной композиции, объёмность моделировки фигур, уравновешенность композиции; от Рогира ван дер Вейдена – жёсткость моделировки форм, обострённую образную эмоциональность. Священные персонажи в его картинах нередко помещены в пространство обыденной реальности (например, святой Элигий изображён в интерьере ювелирной мастерской, где два покупателя выбирают украшения). В своих портретах Кристус использует традиционную для нидерландской живописи 15 века композиционную схему погрудного трёхчетвертного изображения, но общий характер модели в портретах Кристуса становится более простым, приближенным к зрителю.

Лит.: Schabacker Р. Н. Р. Christus. Utrecht, 1974; Ainsworth М. W. Р. Christus: Renaissance master of Bruges. N. Y., 1994; Никулин Н. Н. Золотой век нидерландской живописи: 15 век. 2-е изд. М., 1999.

Е. М. Елисеева.