Критическая теория

КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ общества, название, данное представителями франкфуртской школы своей версии неомарксизма.

Понятие критической теории, сложившейся, в частности, под влиянием работ Д. Лукача и К. Корша 1920-х годов, было сформулировано в программной статье М. Хоркхаймера «Традиционная и критическая теория» (1937), где типу научного знания, восходящему в своих методологических установках к философии Р. Декарта (разделение субъекта и объекта исследования, свободное от какой-либо оценки «нейтральное» описание фактов и т.п.), был противопоставлен «критический» подход в смысле развитой К. Марксом «диалектической критики политической экономии» (Horkheimer М. Kritische Theorie. Eine Dokumentation. Fr./М., 1968. Bd 2. S. 155). Если традиционная теория, реализующаяся в специальных науках, упорядочивает данные наблюдения и организует опыт в контексте проблем, связанных с воспроизведением жизни в рамках сложившейся социальной системы, то критическая теория, ставящая себе практическую цель «эмансипации» человека от порабощающих его отношений, рассматривает общество как целое в конкретную эпоху монополистического капитализма в перспективе его возможного преобразования и «разумного устроения» как предпосылки «свободного развития индивидов» [значение гегелевской «философии разума» для критической теории было акцентировано в статье Г. Маркузе «Философия и критическая теория» (1937) и затем развёрнуто в его книге «Разум и революция: Гегель и становление социальной теории» (1941, русский перевод 2000)]. Представление о пролетариате как субъекте такого преобразования, сохранявшееся в кругах левой интеллигенции вплоть до начала 1930-х годов и прихода к власти в Германии национал-социалистов и ставшее к середине 1930-х годов весьма проблематичным (характерен выпад Хоркхаймера против концепции «классового сознания» у Лукача), сменилось в дальнейшем констатацией интеграции пролетариата в существующие системы «управляемого» индустриального общества. Обращение к психоанализу З. Фрейда в работах Хоркхаймера, Т. Адорно, Э. Фромма, Маркузе было связано с выявлением социально-психологических механизмов такой интеграции и критическим исследованием деформаций личности и стереотипов сознания, формирующихся в лоне стандартизованной массовой культуры (анализ «авторитарной личности» как психологической предпосылки фашизма и т.п.). Начиная с 1940 года происходит осознание неадекватности Марксовой теории для понимания сложившегося в 20 веке «государственного капитализма» и «авторитарного государства» с его безраздельным господством бюрократии над экономикой и обществом и мощной технократической системой манипулирования сознанием индивида (в работе «Авторитарное государство», 1942, Хоркхаймер признал справедливость критики социализма у Ф. Ницше). Основной темой становится теперь критика западной цивилизации как попытка ответить на вопрос «почему человечество, вместо того чтобы прийти к истинно человеческому состоянию, погружается в пучину нового типа варварства» (Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.; СПб., 1997. С. 8). В центре этой критики – внутренние противоречия исторического процесса «рационализации», превращение «разума» в инструмент господства над людьми и природой, социально-антропологические последствия технологического прогресса в условиях тотального «администрирования», сопровождающегося деградацией самого человека («Затмение разума» Хоркхаймера, 1947; «Одномерный человек» Маркузе, 1964, русский перевод 1994, и др.).

Реклама

Актуализация критической теории во 2-й половине 20 века связана, прежде всего, с протестным студенческим движением в Европе в конце 1960-х годов (хотя сам М. Хоркхаймер высказался против «необдуманного и догматического применения» критической теории к практике). Воздействие критической теории испытали представители леворадикальной социологии (Ч. Р. Миллс и др.). Ю. Хабермас, переосмысляя проблематику критической теории, противопоставил «инструментальной рациональности» с её установкой на господство «коммуникативную рациональность», ориентированную на взаимопонимание между людьми.

Лит.: Marcuse Н. Ideen zu einer kritischen Theorie der Gesellschaft. Fr./М., 1969; Horkheimer М. Critical theory: selected essays. N. Y., 1972; Theunissen М. Kritische Theorie der Gesellschaft: 2 Studien. В.; N. Y., 1981; Honneth А. Kritik der Macht: Reflexionsstufen einer kritischen Gesellschaftstheorie. Fr./М., 1985; Dubiel Н. Kritische Theorie der Gesellschaft. Weinheim; Мγnch., 2001; Behrens R. Kritische Theorie. Hamb., 2002; Фуре В. Н. Контуры современной критической теории. Минск, 2002; Иванов Д. Критическая теория Франкфуртской школы // Немецкая социология. СПб., 2003. С. 367-419. Смотри также литературу при ст. Франкфуртская школа.

С. Н. Земляной.