Критический рационализм

КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ, направление англо-американской и немецкой философии, основу которого составляют методологические и социально-политические идеи К. Поппера и его последователей [И. Лакатоса, Дж. Агасси (Италия), У. Бартли, Дж. Уоткинса (Великобритания), Х. Альберта, Э. Топича, Х. Шпинера (Германия) и др.]. Критический рационализм стремится отграничить сферу науки от псевдонауки, метафизики и идеологии, не обладающих «иммунитетом» против влияния иррационализма («демаркационизм»), выступает против неопозитивистской (М. Шлик, О. Нейрат, Р. Карнап, Х. Рейхенбах и др.) программы эмпирического обоснования научного знания; в противовес индуктивизму, критический рационализм выдвинул на первый план гипотетико-дедуктивную модель научного исследования, в которой преимущественное значение имеют рационально конструируемые схемы объяснения эмпирических данных, а сами эти данные во многом зависят от рационально-теоретических схем. Кроме того, критический рационализм выступает не только как характеристика научного знания и его методов, но и как норма поведения учёного в ситуации исследования: рационально действует тот учёный, который строит смелые теоретические гипотезы, открытые самым разнообразным попыткам их опровержения. Рациональность - это бескомпромиссная критика (в том числе и собственных позиций) с опорой на научную методологию (смотри Фальсификация). Важнейшим следствием этой установки является признание принципиально гипотетического характера знания, поскольку претензии знания на абсолютную истинность противоречат принципу критицизма и, следовательно, нерациональны.

Реклама

В развитии критического рационализма различимы четыре этапа: 1920-30-е годы - формирование доктрины; 1940-50-е годы - распространение её идей на область социальной философии; 1960-70-е годы - «онтологическая реформа» критического рационализма (концепция «трёх миров» К. Поппера) и его сращивание с социал-демократической идеологией; 1970-80-е годы - модернизация и ревизия исходных принципов критического рационализма (внедрение идей когнитивной социологии, социальной психологии, герменевтики, в итоге приведшее к внутренним противоречиям в критическом рационализме, попытка приближения к действительной истории науки в «методологии научно-исследовательских программ» И. Лакатоса, разрушение «демаркационизма» и «фальсификационизма» в «методологическом анархизме» П. Фейерабенда, «панкритический рационализм» У. Бартли, Х. Аль-берта и др.).

Как одна из теоретических основ социал-демократического реформизма критический рационализм переплетается с традициями «социальной инженерии» и «социальной терапии», образуя совокупность концепций, направленных на решение конкретных проблем социальной жизни за счёт реализации «рациональных проектов» производственного, культурного, политического развития. Идеальная модель «большой науки» - «открытое общество беспристрастных исследователей» - видится сторонникам критического рационализма образцом подлинно демократического устройства общества в целом. Улучшение жизненных условий и исправление социальных дефектов - социотехнические задачи, требующие «рациональных ориентиров». Эти установки критического рационализма оказались привлекательными для той части прагматически и технократически настроенной интеллигенции, которая восприняла их как приемлемую философию социального действия, противостоящую пессимистически-негативистским тенденциям и различным формам контркультуры.

Лит.: Criticism and the growth of knowledge. Camb., 1970; Der Kritische Rationalismus und Sozialdemokratie. В., 1975-1976. Bd 1-2; Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М., 1978; Miller D. Critical rationalism: а restatement and defense. Chi., 1994; Critical rationalism, metaphysics and Science. Dordrecht; L., 1995. Vol. 1.

В. Н. Порус.