Кроче Бенедетто

Кроче (Croce) БенедеттоКРОЧЕ (Croce) Бенедетто (25.2.1866, Пескассероли – 20.11.1952, Неаполь), итальянский философ, историк, литературовед, политический деятель, публицист. Из состоятельной знатной семьи. В 1875-83 учился в католическом лицее в Неаполе. В 1883 лишился родных, погибших во время землетрясения, и был принят в семью дяди – С. Спавенты, брата философа Б. Спавенты.

В 1884-86 годах учился на юридическом факультете Римского университета, слушал лекции А. Лабриолы, познакомившего его с марксизмом, с критикой которого позднее он выступил в работе «Исторический материализм и марксистская экономия» (1900, русский перевод 1902). С 1886 жил преимущественно в Неаполе. В 1887-1892 с научно-познавательными целями посетил Германию, Австрию, Францию, Нидерланды, Испанию, Португалию. В 1903 вместе с Дж. Джентиле начал издание литературно-философско-исторического журнала «Critica», который в дальнейшем превратился в орган, содержавший главным образом собственные статьи и рецензии Кроче (с 1944 выходил непериодически как «Quaderni della critica»). В 1910 году за свои научные труды удостоен пожизненного звания сенатора. По своим воззрениям принадлежал к умеренным либералам. В 1920-21 министр просвещения и науки в правительстве Дж. Джолитти, пытался провести школьную реформу.

Реклама

В начале 1920-х годов Кроче считал, что фашистскому движению удастся восстановить порядок в стране и обуздать леворадикальные течения, но отклонил предложение Б. Муссолини занять какой-либо государственный пост. Однако первые же шаги фашистского правительства, ограничившего гражданские свободы, сделали Кроче противником фашизма, что привело, в частности, к его разрыву с Джентиле. В 1924 вошёл в руководство Итальянской либеральной партии (ИЛП). 1.5.1925 в ответ на опубликованный Джентиле «Манифест фашистской интеллигенции» в газете «Мопdo» появился составленный Кроче «Манифест интеллектуалов-антифашистов», в котором фашизм обвинялся в разрыве с традициями Рисорджименто и либерально-демократической мысли 19 века. Будучи сторонником светского государства, Кроче положительно оценивал Латеранские соглашения 1929, но критиковал уступки Церкви, особенно в вопросах школьного образования.

После краха режима Муссолини в 1943 Кроче активно включился в общественно-политическую жизнь, в 1944 занял пост министр без портфеля в правительстве П. Бадольо, затем в первом правительстве И. Бонами. В 1943-47 возглавлял воссозданную им Итальянскую либеральную партию. В 1946 избран членом Учредительного собрания, участвовал в выработке новой демократической конституции. В 1947 году основал в Неаполе Итальянский институт исторических исследований.

Мировоззрение Кроче сформировалось под влиянием школы неаполитанского гегельянства (Б. Спавента, Ф. Де Санктис). Становлению собственного учения Кроче во многом способствовало изучение философии Дж. Вико. Став наряду с Джентиле виднейшим представителем итальянского неогегельянства, Кроче определял свою «философию духа» как «абсолютный идеализм». Дух проявляется в теоретической (логической и эстетической) и практической (этической и экономической) формах. При этом логическое и этическое направлены на всеобщее, эстетическое и экономическое – на частное. Соответственно философия делится Кроче на четыре сферы: эстетику, логику, философию экономики и этику. Связь форм духа описывается Кроче по принципу так называемой диалектики единства и различия понятий, которой он заменяет гегелевский принцип противоречия. Формы эти связаны попарно в диады, причём первая ступень – эстетическая интуиция – автономна по отношению ко второй – логическому понятию (момент различия), тогда как вторая ступень предполагает первую (момент единства). Ведущую роль в процессе познания Кроче отводил интуиции, которая, в отличие от логического мышления, постигает мир в его конкретности, неповторимой индивидуальности. Своё развёрнутое воплощение интуиция получает в бесконечном многообразии произведений искусства. Поэтому философия интуиции есть эстетика, которую Кроче определял как «науку о выражении», отождествляя её с «общей лингвистикой». Сущность поэзии Кроче видел в «чистой», или «лирической», интуиции, свободной от логических или моральных заданий; отсюда поэзию как незаинтересованное созерцание Кроче противопоставлял «прозе», «литературе», выражающей моральные, интеллектуальные и т.п. культурные ценности.

Так как дух у Кроче историчен по своей природе, философия является по существу философией истории, равно как историческая наука, со своей стороны, есть также и философия, поскольку в частном историк познаёт универсальное и осмысляет прошлое, исходя всегда из настоящего. Кроче явился основоположником влиятельной «этико-политической» школы в итальянской историографии, будучи одним из крупнейших итальянских историков 20 века, автором многочисленных работ по истории культуры, искусства, общественной жизни. В вышедшей в 1928 «Истории Италии с 1871 по 1915 год» Кроче в противовес концепции профашистски настроенного историка Дж. Вольпе утверждал, что Италия поступательно развивалась по либеральному пути. В сочинении «История Европы в XIX веке» (3-е издание, 1932) Кроче рассматривал этот период как «век либерализма», как время столкновения пяти мировоззрений, или «религий», – католицизма, авторитаризма, демократизма, коммунизма и либерализма.

Эстетические идеи Кроче получили наибольшую известность за пределами Италии и оказали значительное влияние на развитие литературоведения и языкознания (так называемая идеалистическая школа в филологии К. Фосслера, Л. Шпитцера и др.). Идеи Кроче оказали громадное воздействие на все сферы гуманитарного знания в Италии в 1-й половине 20 века.

Соч.: Scritti di storia дetteraria е poдitica. Bari, 1911-1954. Vol. 1-44; Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М., 1920. Ч. 1; Filosofia dello spirito. 5 ed. Bari, 1922-1943. Vol. 1-4; Saggi filosofici. Bari, 1922-1952. Vol. 1-14; Scritti varii. Bari, 1927-1963. Vol. 1-12; La storia come pensiero е come azione. 2 ed. Bari, 1938; Epistolario. Napoli, 1967-1969. Vol. 1-2; Taccuini di lavoro. Napoli, 1987. Vol. 1-6; Edizione nazionale delle opere di В. Croce. Napoli, 1991-2007-; Теория и история историографии. М., 1998; Антология сочинений по философии: История, экономика, право, этика, поэзия. СПб., 2008; Фрагменты этики. Омск, 2008.

Лит.: done Е. В. Croce. 2 ed. Mil., 1953; О/ giati F. В. Croce е lo storicismo. Mil., 1953; Аббате М. Философия Б. Кроче и кризис итальянского общества. М., 1959; Nicolini F. В. Croce. Torino, 1962; Гарэн Э. Хроника итальянской философии 20 в. М., 1965; Ваи sola А. Etica е potitica nel pensiero di В. Croce. Mil., 1966; idem. Filosofia е storia nel pensiero crociano. 2 ed. Mil., 1967; Грамши А. О литературе и искусстве. М., 1967; Топуридзе Е. И. Эстетика Б. Кроче. Тб., 1967; De Feo I. Croce: l’uomo е l’opera. [Mil.], 1975; Brescia G. Croce inedito: 1881-1952. Napoli, [1984); Bo netti Р. Introduzione а Croce. Roma, 1984; Dondoli L. Genesi е sviluppi della teoria linguistica di В. Croce. Roma, 1988; Mustè М. В. Croce. Napoli, 1990; Croce е Gentile: fra tradizione nazionale е filosofia europea / А cura di М. Ciliberto. Roma, 1993; Franchini R. La teoria della storia di В. Croce. 3 ed. Napoli, 1995; Мальцева С. Философско-эстетическая концепция Б. Кроче: Диалог прошлого с настоящим. СПб., 1996; Овсянникова И. А. Либеральная философия Б. Кроче. Омск, 1998; Зорин А. Л. Этика итальянских неоидеалистов. Краснодар, 1999; Verdicchio М. Naming things: aesthetics, philosophy and history in В. Croce. Napoli, 2000; Albanese С. Un uomo di nome Benedetto: la vita di Croce nei suoi aspetti privati е poco noti. Napoli, [2001]; Galasso G. Croce е lo spirito del suo tempo. Roma, 2002; Lonne К. Е. В. Croce: Vermittler zwischen deutschem und italienischem Geistesleben. Tub., 2002; Rizi F. F. В. Croce and Italian fascism. Toronto, 2003; Clone Е. Bibliografiacrociana. [Monza], 1956; L’operadi В. Croce: bibliografia / А cura di S. Borsari. Napoli, 1964.

Н. В. Котрелёв, 3. П. Яхимович.