Кропивницкие
КРОПИВНИЦКИЕ, российские художники и поэты, отец и сын.
Евгений Леонидович [13(25).7.1893, Москва - 19.1.1979, там же], окончил московское Строгановское художественное училище (1911), учился в Московском городском народном университете имени А. Л. Шанявского. Жил в Вологде, Тюмени, с 1923 - в ближнем Подмосковье. Давал уроки рисования; вёл художественную студию и литературный кружок в Москве (1934-49). Лидер лианозовской группы. Ранние стихотворения и кубофутуристические полотна не сохранились. Со 2-й половины 1930-х годов разрабатывал эстетику гротескного примитивизма, во многом предвосхитившую конкретную поэзию, концептуальное искусство, минимализм, соц-арт. Его творчество отличает пристрастие к бытовым сюжетам из жизни городских предместий («окраины и мещанских домиков»), горькая ирония, философский скептицизм; вместе с тем для него характерны тонкий лиризм и пластичность образов. Автор поэтических циклов: «Кусты - и это» (1936-46), «Ожерелье» (1936-63), «Великие будни» (1937-77), «Лики жизни» (1938-70), «Лирика» (1940-74), «Земной уют» (1940-78). В советское время стихи Е. Л. Кропивницкого публиковались только в самиздате. Среди его живописных работ преобладают пейзажи, натюрморты: «Дом, в котором я живу» (1953), «Вид из моего окна» (1956), «Вино и фрукты» (1961, все – частные собрания, Москва) и др. Создал галерею поэтичных женских образов в живописи [«Девушка с цветком» (1965, ГТГ), «Девушка и кактус» (1965, частное собрание, Париж), «Девушки у воды» (1976)] и графике [«Девушка и кот» (1963), «Три девушки» (1969, все – частные собрания, Москва)].
Реклама
Лев Евгеньевич (27.8.1922, Тюмень – 26.5.1994, Москва), учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1939-41, 1944-46) у А. А. Дейнеки. Участник Великой Отечественной войны. 20.1.1946 арестован за «участие в антисоветской террористической группе»; осуждён на 10 лет лагерей; отбывал заключение в Степлагере (Ухта), с 1954 года жил на поселении в г. Балхаш (Казахстан). 28.9.1956 реабилитирован; вернулся в Москву; вошёл в лианозовскую группу. Начинал как живописец-абстракционист. Участвовал в неофициальных выставках, ряд его картин экспонировался за рубежом: «Непрерывность творения» (1959, ГТГ), «Конвертор жизни» (1962, частное собрание, Москва), «Космическая Голгофа» (1964, частное собрание, США). С середины 1960-х годов обратился к фигуративной живописи, разработал собственную образную систему, нашедшую отражение преимущественно в графике («Святые Флор и Лавр», 1966, тушь, кисть, проскребание, частное собрание, Швейцария; «Автопортрет с волком», офорт, 1977, и др.). В середине 1980-х годов вернулся к живописи, работал в символически-экспрессионистской манере: «Падающая ведьма» (1988, частное собрание, Москва), «Процветший жезл» (1989, частное собрание, США), «Такова селявуха» (1990, частное собрание, Финляндия), «Клошары духа» (1990, частное собрание, Москва). В 1990 издал цикл стихов и офортов «Капризы подсознания». Творчество Л. Е. Кропивницкого отличается гротескностью, фантасмагоричностью.
Соч.: Кропивницкий Е. Л. Печально улыбнуться... (Стихи и проза). Париж, 1977; он же. Земной уют: [Избранные стихи] / Худ. Л. Е. Кропивницкий. М., 1989; он же. Избранное: 736 стихотворений + другие материалы. М., 2004; Кропивницкий Л. Е. [Стихи] // Мансарда: Альманах. М., 1992. С. 118-141.
Лит.: Кропивницкая Г. Д. Л. Кропивницкий. Жизнь и творчество: [Альбом]. М., 1995; Лианозовская группа. Истоки и судьбы: Сб. материалов и каталог выставки в ГТГ. М., 1998; Кулаков В. Г. Поэзия как факт: Статьи о стихах. М., 1998.
Вл. Г. Кулаков.