Кторов Анатолий Петрович
КТОРОВ (настоящая фамилия Викторов) Анатолий Петрович [12(24).4.1898, Москва – 30.9.1980, там же], российский актёр, народный артист СССР (1963). В 1919 окончил Студию под руководством Ф. Ф. Комиссаржевского, играл в Московском театре имени В. Ф. Комиссаржевской. В 1920 перешёл в Московский драматический театр (бывший Театр Корша), где играл в пьесах У. Шекспира, А. Н. Островского, О. Уайльда, В. Сарду и др. Кторов выделялся эффектными внешними данными, элегантностью сценической манеры, природным артистизмом, владел искусством перевоплощения. Образ обольстительного повесы, галантного авантюриста с особой яркостью раскрылся в киноработах Кторова 1920-30-х годов: Каскарилья («Процесс о трёх миллионах»), Микаэль Коркис («Праздник святого Йоргена»), принц До («Марионетки»), Паратов («Бесприданница»). Острота и завершённость пластического рисунка, изящество, тонкий юмор проявились в ролях, сыгранных Кторовым на сцене МХАТ (в труппе с 1933): Звонцов («Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие» М. Горького), Сэм Уэллер («Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу), Шервинский и Долгоруков («Дни Турбиных» и «Последние дни» М. А. Булгакова), Джозеф Сэрфес («Школа злословия» Р. Шеридана), Дульчин и Карандышев («Последняя жертва» и «Бесприданница» Островского), Коко («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого; Государственная премия СССР, 1952), профессор Серебряков («Дядя Ваня» А. П. Чехова), Король («Чрезвычайный посол» А. С. и П. Л. Тур), Бернард Шоу («Милый лжец» Дж. Килти). Событием в отечественном кинематографе 1960-х годов стало исполнение Кторовым роли старого князя Болконского в фильме «Война и мир» С. Ф. Бондарчука.