Ктитор

КТИТОР (греческий ϰτήτωρ, буквально – основатель, создатель), в православной традиции владелец или покровитель духовного учреждения (монастыря, храма, благотворительного заведения), построивший или восстановивший его на собственные средства. Институт ктитора получил распространение уже в эпоху ранней Византии (существуют, например, папирологические данные о практике ктиторства; особый статус ктитора был признан законодательством Юстиниана I). Выступать в качестве ктитора могло как частное лицо (мирянин или клирик), так и церковный институт. Ктитор  имел ряд полномочий, обусловленных правом собственности («ктиторское право»): он определял состав клира или обслуживающего персонала, назначал настоятеля (игумена), единолично распоряжался доходами от экономической деятельности, мог передать основанное им учреждение по наследству. В обязанности ктитора входило содержание клира (персонала), покупка церковной утвари и прочего необходимого имущества. Если ктитор  строил монастырь, то ему принадлежало право составления монастырского устава (типик, диатаксис, диатипосис). Ктиторские уставы регламентировали административно-хозяйственную деятельность монастырей и в ряде случаев, учитывая существовавшую традицию, устанавливали правила монашеской аскезы (соблюдение постов, порядок приёма пищи в обычные и праздничные дни, келейное правило). Особая часть уставов была отведена монастырскому или храмовому богослужению, за которым обязательно поминалось имя ктитора. В византийскую эпоху помимо личных духовных мотивов строительство ктиторских монастырей было выгодным способом вложения средств, т.к. монастыри защищались законом от конфискации и прочих злоупотреблений со стороны светских властей и нередко наделялись налоговыми и судебными иммунитетами.

Реклама

Ктитор Одним из наиболее известных в истории ктиторов был византийский вельможа Григорий Бакуриани (2-я половина 11 века), написавший устав основанного им Петрицонского монастыря (Банковский монастырь). Этот устав сохранился в греческой, армянской и грузинской редакциях.

В России термин «ктитор» в исконном (византийском) значении известен со 2-й половины 14 века (само явление, вероятно, возникло гораздо раньше). Позднее ктитором иногда называли церковного старосту, избираемого прихожанами, а также назначаемых военным начальством лиц, которым вверялось управление хозяйством и внешним порядком в церквах военного ведомства.

Изображения ктиторов (иногда портретные) в скульптуре, мозаике, фреске, иконописи, часто с символическим изображением постройки в руках были распространены в искусстве Византии, Древней Руси, средневековом искусстве стран Балканского полуострова. Ктитор обычно предстоит перед Христом, Богоматерью или святыми.

Лит.: Типик Г. Пакуриана / Введение, пер. и коммент. В. А. Арутюновой-Фиданян. Ер., 1978; Galatariotou С. Byzantine Ktetorika Туpika: А comparative study // Revue des etudes byzantines. 1987. Vol. 45; Thomas J. Р. Private religious foundations in the Byzantine Empire. Wash., 1987; Byzantine monastic foundation documents: а complete translation of surviving founders’ typika and testaments: [In 5 vol.] / Ed. J. Thomas, А. С. Hero. Wash., 2000.

К. А. Максимович.