Кубра Абу-ль-Джаннаб Ахмад

КУБРА Абу-ль-Джаннаб Ахмад ибн Омар Наджм ад-Дин (1145, Хорезм - 1220, Гургандж, близ Хорезма), персидский мистик и богослов, основавший суфийское братство, названное в его честь Кубравией. С юношеского возраста много странствовал в поисках знаний. Интерес Кубры к суфизму пробудился в Египте, в кружке персидского шейха из братства Сухравардия Рузбихана аль-Ваззана аль-Мисри (умер 1189), на дочери которого Кубра женился. Из Египта он отправился в Иран, где стал мистиком под влиянием шейха Баба Фараджа Табризи и был инициирован в суфизм шейхом Исмаилом аль-Кисри (умер 1193). В 1185 Кубра был направлен Рузбиханом для проповеди суфизма на родину, где основал обитель (ханака) и приобрёл немало последователей, включая известного поэта-мистика Наджм ад-Дина ар-Рази (умер 1256) и Аля ад-Дауля Симнани (умер 1336), за что был прозван «ваятелем великих мужей» (шейх-и валитараш). (Симнани превратил Кубравию в 14 веке в наиболее влиятельное братство Кашмира.) Кубра погиб во время взятия Хорезма монголами, сражаясь во главе отряда учеников; похоронен в своей ханаке. Могила Кубры на месте его гибели в посёлке Куня-Ургенч привлекает паломников из различных стран Средней Азии.

Реклама

Кубра создал школу мистического познания Бога. Согласно его учению, человек как микрокосм заключает в себе всё, что присутствует в сотворённом Богом мире, и может последовательно постичь все Божественные свойства, за исключением сущности милостивого и милосердного Аллаха. Непрестанная концентрация внимания на именах Божиих в уединении ведёт суфия к мистическому прозрению. Для восхождения по этому пути необходимы ритуальная чистота, пост, уход от мирского и полное подчинение воли наставнику. Правила поведения ученика (мюрид) Кубра сформулировал в виде 10 принципов, составивших основу Кубравии. Он дал градацию цветосветовой символики образов, которые видит неофит во время мистических упражнений, разработал теорию духовных центров человеческого сознания и духа (латаиф). Свои взгляды Кубра изложил в трактатах на арабском языке, важнейшим из которых является «Фаваих аль-джамаль ва-фаватих аль-джалаль» («Сияние красоты и начала величия»).

Соч.: Fawā’ih al-jamāl wa-fawātih fi-jalal. Wiesbaden, 1957.

Лит.: Corbin Н. L’Homme de lumière dans le soufisme iranien. Р., 1971; Демидов С. М. Суфизм в Туркмении. Аш., 1978; Снесарев Г. П. Хорезмийские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. М., 1983; Шиммель А. М. Мир исламского мистицизма. СПб., 2000.

М. Ю. Рощин.