Кубофутуризм

КубофутуризмКУБОФУТУРИЗМ, одно из направлений русского авангардизма в живописи 1-й половины 1910-х годов, соединяющее концепции французского аналитического кубизма, пространственно-временной динамизм итальянского футуризма и приёмы неопримитивизма. Картины кубофутуристов представляли собой полуфигуративные композиции, составленные из геометризированных объёмных форм (в том числе и человеческих фигур), и нередко воспроизводили ритмизованный машинный мир. К. С. Малевич определял свои работы как «заумный реализм» (1912), «кубофутуристический реализм» (1913). Кубофутуристы экспонировали свои произведения на выставках «Мишень» (Москва, 1913), «Трамвай В» (1915) и «0,10» (1915-16, обе - в Петрограде). Среди представителей кубофутуризма - В. Д. Баранов-Россинэ, В. Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, Н. С. Гончарова, К. М. Зданевич, И. В. Клюн, Н. И. Кульбин, Малевич, Л. С. Попова, И. А. Пуни, О. В. Розанова, В. Е. Татлин, Н. А. Удальцова, А. А. Экстер, Г. Б. Якулов. Художники кубофутуризма были близки поэтам из группы «Гилея» (также называвшим себя кубофутуристами), многие из которых были и художниками (А. Е. Кручёных, В. Хлебников, Е. Г. Гуро и др.). Принципиальный алогизм кубофутуристических произведений, эстетика абсурда, апелляция к подсознательному предвосхитили появление европейского дадаизма и сюрреализма. Идеи кубофутуризма в основном исчерпали себя к 1915 году, когда на смену ему пришли супрематизм и конструктивизм.

Лит.: Бобринская Е. А. Футуризм и кубофутуризм. М., 2000; Сарычев В. А. Кубофутуризм и кубофутуристы. Эстетика. Творчество. Эволюция. Липецк, 2000; Поляков В. В. Книги русского кубофутуризма... М., 2007.