Куки-чин

КУКИ-ЧИН (в Индии – куки, в Мьянме – чин), группа тибето-бирманских народов на северо-востоке Индии (в основном в штатах Манипур, Ассам, Мизорам), западе Мьянмы (в национальных областях Чин и Ракхайн, области Сикайн и Магуэ), юго-востоке Бангладеш (в Читтагонгском горном районе). Численность в Индии около 1 миллиона человек, Мьянме – более 980 тысяч человек, Бангладеш – 22,8 тысяч человек (2008, оценка). Делятся на: северных (аймол, анал, бете, чиру, сийин, тиддим, фалам, гангте, рангхол, харам-нага, ком, ламканг, хоте-нага, монсанг-нага, мойон-нага, пайте, пурум, пурум-нага, ралте, сакехеп, симте, тадо, тарао-нага, вайпей, йос, зоме) – в Манипуре, на юге Ассама, северо-востоке Мизорама, на севере национальной области Чин и западе Сикайна; центральных (мизо, бом, хака, нгаун, зотунг, дарлонг, хмар, панкху, сентанг, таур) – в Мизораме, национальной области Чин и Бангладеш; южных [мро, даай, нга ла, кхуми ава, кхуми (матупи), мара (лакер), мюн, буалкхо, чинбон, ашо, шенду, велаунг, зипхе] – на юге Мизорама и национальной области Чин, в Ракхайне, на западе Магуэ и в Бангладеш. Говорят на куки-чинских языках ветви куки-чин-нага тибето-бирманских языков. Для ряда языков (мизо, тиддим, хака, фалам, кхуми и др.) создана письменность на основе латинской графики, на них местами ведётся преподавание в начальной школе, радиовещание, издаётся пресса; некоторые используют бенгальское письмо и деванагари, в Мьянме – бирманское. Распространены также английский, ассамский языки, хинди, мейтхеи, в Мьянме – бирманский. Во 2-й половине 20 века мелкие группы ассимилируются мизо и нага. Придерживаются традиционных религий, есть христиане и буддисты, среди мизо – иудеи.

Реклама

Куки-чинКуки-чин пришли в Мьянму с севера раньше предков мьянма. В 12-17 веках вытеснены шанами в труднодоступные горные районы Западной Мьянмы, откуда мигрировали также в Индию. Традиционная культура типична для народов горных областей Юго-Восточной Азии. Основное занятие – ручное подсечно-огневое земледелие (рис, кукуруза), переходят к пашенному, часть куки-чин обрабатывают заливные поля у подножия гор. Занимаются охотой, лесными промыслами (сбор смолы, сплав леса и др.), в долинах выращивают цитрусовые. Развиты прядение и ткачество. Деревни располагаются на горных склонах. Дома бамбуковые с соломенной двух- или четырёхскатной крышей, передняя стена на сваях, задняя упирается в склон. Перед домом – деревянная платформа, иногда с очагом и навесом. Женщины носили несшитую юбку, белую кофту, мужчины – рубаху, дхоти, безрукавку и тюрбан. Существуют патрилинейные роды, связанные в кольцевой коннубиум (обмен жёнами через матрилатеральные кросскузенные браки). У многих групп роды делятся на старшую и младшую ветви. Семья большая, практикуются отработки за невесту, левират, полигиния. Послебрачное поселение в основном вирилокальное. Система терминов родства бифуркативного типа (однополые сиблинги родителей снабжаются показателями относительного возраста); сиблинги делятся по относительному возрасту и по полу, у южных куки-чин (ашо, кхуми, мюн, мара), а также у баум сохраняется древняя, вероятно восходящая к пратибетобирманскому периоду, классификация сиблингов по относительному возрасту и относительному полу. За редким исключением (например, кхуми, хака) наблюдается генерационный скос типа «омаха». Термины родства делятся на вокативные и референтивные. Многие термины родства снабжены префиксами, восходящими к показателям неотторжимой принадлежности. Куки-чин верят в добрых и злых духов. В память умерших возводят мегалиты. Фольклор, музыкальное и изобразительное искусство близки к мьянма.

У многих народов куки-чин существуют политические организации. Часть куки-чин консолидируются в общность зоми; возникли организации Объединительная организация зоми (зо), Национальный конгресс зоми Бирмы.

Лит.: Shakespear J. The Lushei-Kuki clans. L., 1912. Aizawl, 1975; Shaw W. Notes on the Thadou Kukis. Calcutta, 1929; Parry N. Е. The Lakhers. L., 1932; The Purums. Calcutta, 1945; Spielmann Н.-J. Die Bawm-Zo. Eine Chin-Gruppe in den Chittagon Hill Tracts (Ostpakistan). Heidelberg, 1968; Stevenson Н. N. С. The economics of the Central Chin tribes. Farnborough, 1968; Lehman F. К. The structure of Chin society: а tribal people of Burma adopted to а non-Western civilisation. 2nd ed. [Calcutta], 1980; Reichle V. Bawm language and lore: Tibeto-Burman area. Bern, 1981; People of India: Mizoram / Ed. К. S. Singh а. остров Calcutta, 1995; Rizvi S.Н.М., Roy S. Kuki-Chin: tribes of Mizoram and Manipur. Delhi, 2006; idem. Mizo tribes of North East India. Delhi, 2006.

О. В. Егорунин; Г. В. Дзибель (система терминов родства).