Культура политическая

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ценностно-нормативная система исторически сложившихся политических традиций, идей, установок, навыков, стиля массового политического поведения и функционирования субъектов политики, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества. Культура политическая является частью общей культуры и включает те её элементы, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами.

Термин «культура политическая» впервые введён в научный оборот И. Г. Гердером. Основы теории культуры политической заложены в начале 1960-х годов Г. Алмондом. К началу 21 века в политологии сложились 3 основные направления в изучении культуры политической. Сторонники первого направления отождествляют культуру политическую со всей совокупностью духовных явлений в мире политики (Алмонд, С. Верба). Приверженцы второго трактуют её как выражение нормативных требований или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (С. Уайт, Дж. Плейно). В рамках третьего подхода под культурой политической понимается система поведенческих ценностей, определяющая нормы и образ политической деятельности человека (И. Шапиро, П. Шаран, У. Розенбаум).

Реклама

Культура политическая отличается внутренней противоречивостью, которая обусловлена сложным взаимодействием образующих её элементов: познавательных (политическая грамотность, личный опыт), эмоциональных (чувства по отношению к тем, кто обеспечивает функционирование политических институтов и олицетворяет собой власть) и оценочных (суждения, опирающиеся на ценностные критерии). На индивидуальном уровне любой из этих элементов может оказывать решающее влияние на политическое поведение человека, определять его культуру политическую и осознание им своей роли в публично-правовых отношениях.

Ценностные ориентиры и способы политического поведения во многом детерминированы принадлежностью человека к той или иной социальной, национальной, демографической, конфессиональной и другой группе. При отсутствии принципиальных различий между культурой политической отдельной социальной группы и системой ценностей конкретной национальной и государственной культура политическая первая может рассматриваться в качестве субкультуры, а в случае существенных различий – в качестве контркультуры.

Передача культуры политической от поколения к поколению осуществляется через закрепление в сознании граждан ориентации на определённые нормы и образцы политического поведения. В передаваемой системе ориентаций имеются устойчивое ядро, обеспечивающее преемственность культуры политической, и менее устойчивые элементы, которые могут трансформироваться под влиянием новых условий. Важным средством консервации ключевых элементов культуры политической служит традиция. Решающей предпосылкой изменения культуры политической являются существенные социально-экономические изменения, воздействие которых на сознание людей способно преодолеть их сопротивление внедрению новых образцов и норм политического поведения.

В основе типологии культур политических могут лежать различные факторы, в том числе специфика политических систем (авторитарно-патриархальная, тоталитарная культура политическая), своеобразие стран и регионов (англо-американская, континентально-европейская и прочие культуры политические), общий уровень развития общества (традиционная, модернистская и постмодернистская культура политическая) и др. Широкую известность получила классификация культур политических, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой. Сопоставив основные компоненты и формы функционирования политических систем Великобритании, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили 3 «чистых» типа культуры политической: приходская, или парокиальная (характеризуется отсутствием интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от её функционирования), подданническая (предполагает сильную ориентацию на политические институты при невысоком уровне индивидуальной активности граждан) и партиципаторная, или участническая (подразумевает заинтересованность граждан в политическом участии и проявление ими соответствующей активности). Самой оптимальной, с точки зрения Алмонда и Вербы, является синтетическая гражданская культура, сочетающая элементы подданнической и партиципаторной культур. Гражданская культура отражает способность общества к обеспечению общегражданских интересов, выработки форм и механизмов реализации совместных решений.

Культура политическая оказывает влияние на формы, функционирование и развитие государственных и политических институтов, задаёт направление политическому процессу, обусловливает политическое поведение широких масс. Она выполняет также ряд важных социальных функций, среди которых – идентификация, ориентация (стремление человека к пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе), предписание (выражает приоритетность ориентаций, норм и представлений, обусловливающих направленность и границы человеческого поведения), адаптация социальная, политическая социализация и др.

Лит.: Almond G., Verba S. The civic culture: political attitudes and democracy in five nations. Newbury Park; L., 1989; The civic culture revisited. Newbury Park; L., 1989; Политическая культура: теория и национальные модели. М., 1994; Левадный Н. П., Ушков А. М. Политические культуры Запада, Востока и России в историческом сопоставлении. М., 1995.