Куна (народ)
КУНА (керракуна, куна-куна, куна туле, палатола, валатола, яалатола; самоназвание туле – люди), индейский народ группы чибча на северо-востоке Панамы и северо-западе Колумбии. Делятся на сан-блас [автономные области (комарки) Куна-Яла (включая архипелаг Сан-Блас), Куна-де-Мадуганди и Куна-де-Варганди, а также восток провинции Колон и север провинции Панама в Панаме] и пограничных куна (в районе залива Ураба на севере департаментов Чоко и Антьокия в Колумбии, а также на юго-востоке провинции Дарьей в Панаме). Численность в Панаме – около 65 тысяч человек (из них около 10 тысяч сан-блас в городах Панама-Сити и Колон), в Колумбии – 800-900 человек (2000, оценка). Говорят на языке куна языковой семьи чибчанских языков. Наречия: пограничное и сан-блас [с диалектами чуана, куэва, баяно (альто-баяно, махе)]; существует церемониальный диалект, который используется политическими лидерами и шаманами на общинных собраниях и шаманских церемониях. Испанским языком владеют около 60% куна в Панаме и около 20% куна в Колумбии, часть куна Панамы также владеют английским языком. Исповедуют христианство (католики и протестанты). Среди куна самый высокий в мире процент альбиносов.
Реклама
К началу 16 века куна населяли низовья реки Атрато и крайний юг Панамского перешейка. Враждовали с эмбера-катио. Контакты с европейцами с начала 16 века. Во времена Конкисты были вытеснены с реки Атрато на карибское побережье. В 17 веке работали на плантациях какао. Первые христианские миссии (францисканские и кармелитские) основаны среди куна в начале 17 века. К середине 19 века большая часть куна переселилась на острова Сан-Блас. В 1925 году из-за притока колонистов на племенные земли подняли восстание и провозгласили независимую «Республику туле» (в память об этом проводятся ежегодные театрализованные представления). В 1938 сан-блас получили автономию.
Традиционная культура типична для индейцев тропических лесов Центральной Америки. Традиционные занятия – ручное подсечно-огневое земледелие (бананы, юкка, фасоль, сахарный тростник, ямс, какао, маланга, кукуруза), речное рыболовство (в том числе при помощи растительного яда), охота и собирательство. Развиты гончарство, ткачество (мола – женские тканые накидки с мифологическими сценами, выполненными в технике аппликации), резьба по дереву (антропоморфные фигурки), плетение корзин, у куна провинции Дарьен – изготовление каноэ, золотых украшений.
Поселения материковых куна вытянуты вдоль берега реки, имеют линейную планировку, на архипелаге Сан-Блас – уличную планировку. Традиционное жилище – прямоугольное, для большой семьи (вмещало до 40 человек). Встречаются союзы больших семей, объединённые брачным обменом. Послебрачное поселение матрилокальное; полигиния редка. Счёт родства билинейный. Система терминов родства линейного типа; сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу; термины для детей зависят от возрастной группы. Распространена текнонимия. Главы больших семей (сакка) выбирают главу общины (саила) с пожизненной властью. Саила имеет помощников (алкал); он имеет право созывать собрание общины (онмакет). Существует три вида шаманов: неле (как правило, люди, имевшие при рождении отличительные признаки; наиболее авторитетны, выступают хранителями мифологической традиции), инатуледи (получают свой статус исключительно благодаря обучению, занимаются знахарством) и абсогеди (должны предотвращать болезни). Сохраняются инициации девушек: в двухлетнем возрасте девочке вставляют в нос золотое кольцо, которое она носит всю жизнь; во время первой менструации ей остригают волосы, и её мать огораживает ей отдельный угол в хижине, где она прячется несколько месяцев; в течение следующих трёх лет инициируемая должна покрывать голову. Умершего раньше хоронили вместе с его гамаком под полом жилища. Распространены мифы о прародине на горе Такаркуна. Вероятно, контакты с миссионерами привели к вере в Большого бога (Паптумат) и Малого бога (Папмачи), соответствующих христианским Отцу и Сыну. Паптумат создал мир как большой диск, состоящий из 12 находящихся друг над другом миров, каждый из которых населён особенными существами (дом Паптумата находится в нижнем мире), и послал к куна культурного героя Ибелел (Ибеоргун). Существуют также 12 духов-помощников. Мифы рассказываются на собраниях онмакет.
Пограничные куна в большей степени сохраняют традиционный образ жизни и политическую организацию, поддерживают торговые отношения с местными афроколумбийцами. Сан-блас более модернизированы, имеют систему здравоохранения, школы, пользуются субсидиями правительства. Добывают на продажу кокосовый орех, морепродукты, заняты обслуживанием туристов (в том числе продажа мола), часть куна вовлечена в контрабанду наркотиков. Имеют собственный флаг (с древним символом куна – левоповоротной свастикой), племенную полицию, представлены в панамском парламенте. Между обеими группами куна поддерживаются тесные семейные и общинные связи. Дважды в год собирается общий конгресс куна.
Лит.: Nordenskiold Е. An Historical and ethnographical survey of the Cuna Indians. Goteborg, 1938. N. Y., 1979; Stout D. San Bias Cuna acculturation: an introduction. N. Y., 1947; Howe J. How the Cuna keep their chiefs in line // Man. 1978. Vol. 13. №4; Moore А. Lore and life: Cuna Indian pageants, exorcism and diplomacy in the twentieth century // Ethnohistory. 1983. Vol. 30. №3.
А. А. Матусовский.