Купка Франтишек

КУПКА (Кирка) Франтишек (22.9.1871, Опочно, Восточная Богемия - 21.6.1957, Пюто, близ Парижа), чешский живописец, график. Учился в Художественно-промышленном училище в Яромерже, затем - в пражской Академии Художеств (1887-91) у Ф. Секуэнса, в венской Академии Художеств (1892-93) у А. Айзенменгера, в 1894 - у К. Дифенбаха в Вене. В годы учёбы увлёкся теософией. С 1895 года жил в Париже. Сотрудничал во многих иллюстрированных журналах. В графических и живописных работах конца 1890-х - начала 1900-х годах преобладает социально-критическая тематика («Деньги», «Религия», «Мир», все 1899, Национальная галерея, Прага). Одновременно писал спиритуалистические аллегории в духе символизма («Баллада: радости жизни», 1901-02, там же). В картинах 1907-10, близких фовизму, проявилось увлечение Купкой искусством греческой архаики. В 1911 году включился в созданную братьями М. Дюшаном, Р. Дюшан-Вийоном и Ж. Вийоном группу «Пюто», в которую входили также Ф. Леже, Х. Грис, Ж. Метсенже, А. Архипенко. С этого времени Купка сосредоточил внимание на решении формально-пластических задач и стал одним из ведущих мастеров европейского авангардизма.

Реклама

Купка (Кирка) ФрантишекПод воздействием футуристической теории симультанности, а также современных научно- технических достижений (хронофотография, рентгеновские лучи) Купка обратился к опытам передачи движения посредством разложения форм на одномоментные аспекты («Женщина, собирающая цветы», 1910-11, Национальный музей современного искусства, Париж). К началу 1910-х годов относятся его первые абстрактные композиции («Круги Ньютона», 1911-12, там же; «Этюд к языку вертикалей», 1911, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид; «Аморфа, фуга в двух цветах», 1912, Национальная галерея, Прага). В абстракциях Купки радужные цвета располагаются по концентрическими пересекающимся окружностям, расходящимся параболам, полусферам, создавая многомерные системы свёртывающихся и раскрывающихся пространств («Размещение графических мотивов», 1912-13, собрание Тиссен-Борнемиса; «Вокруг точки», 1925-30, Национальный музей современного искусства, Париж). Большая серия «Горизонтальные и вертикальные планы» (1913-28) строится на сложных пересечениях призматических форм и преломлённых световых лучей, вызывая многоплановые ассоциации с готической архитектурой, музыкальной полифонией, космической гармонией («Собор», 1913, частное собрание, Париж; «Голубое движение», 1924, Национальный музей современного искусства, Париж). В теоретическом сочинении «Творение в пластических искусствах» («La création dans les arts plastiques», 1911; изд. 1923) Купка изложил свои представления о назначении искусства: художник призван найти зримые эквиваленты «другой реальности» - миросозидающих, животворящих сил Вселенной.

С 1919 года Купка - экстраординарный профессор пражской Академии Художеств (занимался обучением чешских студентов в Париже). Встретившись с Т. ван Дусбургом, в 1931 году включился в объединение «Абстракция-Творчество». В полотнах этого времени преобладают ортогональные пересечения прямоугольных плоскостей и сегментов. Отвлечённая стереометрия сменяется в серии работ 1925-35 комбинациями машиноподобных форм (сомкнутые контуры шатунов, дисков, поршней). После 2-й мировой войны регулярно участвовал в Салоне новых реальностей, получил широкое признание как один из основоположников абстракционизма.

Лит.: Fédit D. L’œuvre de Kupka. Р., 1966; Vachtovâ L. F. Kupka, pioneer of abstract art. N. Y.; Toronto, 1968; F. Kupka. [Cat.]. N. Y., 1975; Fauchereau S. Kupka. N. Y., 1989; F. Kupka, ou L’invention d’une abstraction. (Cat.). Р., 1989.

В. А. Крючкова.