Кушнаренковская культура

КУШНАРЕНКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (кушнаренковский тип памятников; памятники с куштирякской керамикой), археологическая культура 6-9 века в лесостепной и северной части степных зон Приуралья, на Южном Урале. Концентрация «чистых» памятников кушнаренковской культуры в междуречье нижнего течения рек Ик и Белая; в бассейне Белой - совместно с материалами турбаслинской культуры и бахмутинской культуры, смешанные памятники и на других территориях (до реки Ай - на востоке и реки Иж - на севере); отдельные находки встречаются до Среднего Поволжья. Керамика кушнаренковской культуры выделена Н. А. Мажитовым и сначала рассматривалась как вариант турбаслинской. Как особая культура выделена В. Ф. Генингом в 1959, названа по раскопанному им могильнику у села Кушнаренково (районный центр Башкирии, Россия). Позднее понимание кушнаренковской культуры уточнялось, хотя доныне её характер остаётся предметом дискуссии. Селища; есть данные об углублённом жилище (на Куштирякском селище), другие, вероятно, были лёгкими наземными. Курганы диаметром 6-10 м, высота до 0,5 м; 1-3 (редко до 5) погребения в прямоугольных или овальных ямах глубиной 40-60 см от уровня погребённой почвы, единично встречены заплечики вдоль длинных стенок. Трупоположения вытянутые на спине, головой на север или запад, редко - ритуально разрушенные. Среди инвентаря - украшения, конское снаряжение, оружие; сосуды обычно располагались в изголовье, рядом с ними находят остатки пищи (кости лошади или овцы). Под насыпями или в могилах встречаются черепа и кости конечностей коня (возможно, вместе с ними помещали и шкуру животного). Характерны керамические сосуды. В 6 веке (могильник Бирск и др.) они тщательно изготовленные, с примесью песка и органики, хорошего обжига, тонкостенные и прочные, имели цилиндрическую шейку, яйцевидное тулово, орнамент по краю венчика в виде отпечатков мелкого короткого зубчатого штампа, на шейке и плечиках - из отпечатков полулунного («гусеничек») или прямого зубчатого штампа, расположенных в несколько рядов (в том числе разнонаправленных), чередующихся с параллельными и перекрещивающимися линиями. В 7 веке у сосудов стенки ещё более тонкие, шейка может быть отогнутой, тулово - шаровидным, реповидным; дно часто уплощённое, орнаментированное (крест, многоконечная звезда, нанесены часто теми же штампами, что на шейке и плечиках), встречается многорядный зигзаг на плечиках, завершающий орнаментальную зону, «гусенички» и треугольники редки. В 8 веке керамика становится менее прочной, наблюдается дальнейшее упрощение орнамента. В 9 веке (Большетиганский могильник, Танкеевский могильник) сосуды имеют реповидное или шаровидное тулово, орнамент на плечиках дополняют фестоны из многорядных линий. На тулове ниже зоны орнамента ряда сосудов, особенно ранних, - маленький прочерченный крестик. Среди других находок: железный меч в деревянных ножнах (в 9 веке - сабли), наконечники стрел, удила, трензельные кольца, в поздних комплексах - стремена; костяные накладки лука; серебряная гривна-цепь (Такталачукский могильник), серебряные и бронзовые детали ременных гарнитуров, серьги, подвески, перстни; бусы, в том числе сердоликовые с белой инкрустацией. Почти полное отсутствие «чистых» кушнаренковских поселений и стационарных жилищ свидетельствует о кочевом или полукочевом образе жизни, скотоводстве как основе хозяйства.

Реклама

Кушнаренковская культураИстоки кушнаренковской культуры большинство исследователей связывают с Западной Сибирью, где известна близкая керамика 2-й половины 1-го тысячелетия. Судя по всему, эта керамика и посуда кушнаренковской культуры имели общие прототипы, появившиеся в результате взаимодействия саргатской культуры и продвинувшегося с севера таёжного населения. По Н. П. Матвеевой, кушнаренковская культура сформировалась в Тоболо-Иртышской лесостепи и в 3-й трети или конце 6 века в связи с экспансией Тюркского каганата её носители переселились на запад. Соотношение кушнаренковской культуры с родственной караякуповской культурой остаётся предметом дискуссии (2 одновременные или последовательные волны из Зауралья; этапы единой культуры). Большинство исследователей связывают кушнаренковскую культуру, как и караякуповскую культуру, с уграми, в том числе некоторые - с древними венграми, впоследствии ушедшими на Дунай. Мажитов считает, что караякуповской культуре, ранним этапом которой была кушнаренковская культура, принадлежала решающая роль в формировании древних башкир. Генинг относил носителей кушнаренковской культуры к кругу самодийских народов.

Лит.: Мажитов Н. А. Южный Урал VII-XIV вв. М., 1977; Иванов В. А. Древние угро-мадьяры в Восточной Европе. Уфа, 1999; Матвеева Н. П. Кушнаренковские комплексы в свете культурогенеза периода раннего средневековья в Зауралье // Современные проблемы археологии России. Новосиб., 2006. Т. 2; Матвеева Г. И. О культурном и хронологическом соотношении памятников кушнаренковского и кара-якуповского типов // Средневековая археология евразийских степей. Казань, 2007. Т. 2.

Г. И. Матвеева.