Кёльнская школа нового реализ­ма

КЁЛЬНСКАЯ ШКОЛА НОВОГО РЕАЛИЗМА (Кölner Schule des Neuen Realismus), группа писателей ФРГ, существовавшая в 1960-е годы. Сформировалась в Кёльне на волне леворадикального молодёжного движения, выражала протест против тоталитарного прошлого и современного общества потребления. Вдохновителем группы стал Д. Веллерсхоф - литературовед, писатель и сотрудник издательства «Kiepenheuer & Witsch», объединивший и публиковавший молодых писателей-бунтарей: Р. Д. Бринкмана, Г. Хербургера, Г. Зойрена, Р. Расп. Кёльнской школой нового реализма были восприняты идеи Т. Адорно и М. Хоркхаймера, основателей франкфуртской школы; эстетика французского «нового романа», анархизм американских битников, эпатаж поп-арта. Программа группы подразумевала отказ от вымысла и сюжетности в пользу документализма, обращение к реальности в её неупорядоченном, стихийном и грубом повседневном обличье. В произведениях писателей Кёльнской школы нового реализма одним из основных принципов повествования становится коллаж; описания неприметных будничных ситуаций в их чувственно-конкретной детализации даны в восприятии персонажей, уподобленном объективу бесстрастно фиксирующей всё кинокамеры; стилистический лаконизм призван утвердить свободу от штампов и «обманчивой» метафорики. В центре романов «Прекрасный день» (1966), «Граница тени» (1969) Веллерсхофа, «Никто не знает больше» Бринкмана (1968), «Праздник каннибалов» Зойрена (1969), «Ярмарка» Хербургера (1969) - молодой бунтарь, выражающий свою независимость в формах анархического протеста, но в итоге капитулирующий перед обстоятельствами. Установка на изображение узкого мира асоциального персонажа вела к акцентированию биологического, психического, сексуально-инстинктивного начал в человеке.

Реклама

В поэзии писатели Кёльнской школы нового реализма разрабатывали новые формы, в которых реальность дана с точки зрения разных персонажей и предстаёт принципиально незавершённой, как и сами стихотворения: сборники «Зимний клавир для собак» Г. Зойрена (1961), «Клапаны» Г. Хербургера (1966), «Пилоты» Р. Д. Бринкмана (1968) и др. В начале 1970-х годов Кёльнская школа нового реализма прекратила своё существование; дальнейшее творчество писателей распавшейся группы не связано общими принципами.

Лит.: Архипов Ю. И. После бунта: «Молодая» литература ФРГ и Австрии на переломе // Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе. 70-е годы. М., 1982; Merkes Ch. Wahrnehmungsstrukturen in Werken des Neuen Realismus. Fr./М., 1982; Дранов А. В. Западногерманский роман: этапы и перспективы развития // Современный роман. Опыт исследования. М., 1990.

А. А. Стрельникова.