Кюи Цезарь

Кюи ЦезарьКЮИ Цезарь (Цезарий Вениамин) Антонович [6(18).1.1835, Вильна - 26.3.1918, Петроград], российский композитор и музыкальный критик, инженер-генерал (1904), специалист в области фортификации. Сын бывшего тамбурмажора наполеоновской армии А. Кюи и жительницы Вильны Ю. Гуцевич. В детстве брал уроки музыки у С. Монюшко (теория музыки и композиция). С 1850 года жил в Санкт-Петербурге. Окончил Николаевское инженерное училище (1855) и Николаевскую инженерную академию (1857), где оставлен на преподавательской работе. С 1878 года адъюнкт-профессор, с 1880 профессор, с 1891 заслуженный профессор. Создал ряд капитальных научных трудов по полевой фортификации, подготовил курс истории русской фортификации и читал его в Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской академиях и в Николаевской академии Генштаба. Назначен преподавателем всех великих князей (в том числе будущего императора Николая II) по фортификации. Во время русско-турецкой войны 1877-78 руководил строительством фортификационных сооружений в районе боевых действий. Одним из первых российских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Внёс значительный вклад в становление и развитие российской военно-инженерной школы.

Реклама

В 1856 году, познакомившись с М. А. Балакиревым, А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым, В. В. и Д. В. Стасовыми, М. П. Мусоргским, стал активным участником Балакиревского кружка («Могучая кучка»). Как композитор дебютировал в 1859 в концерте Российского музыкального общества (РМО) под управлением А. Г. Рубинштейна (Скерцо для оркестра). С 1864 писал рецензии и музыкальные обозрения в «Санкт-Петербургских ведомостях», затем в газетах «Голос», «Гражданин» и др. В конце 1860-х - начале 1870-х годов сочинил свои лучшие романсы (всего свыше 300). Автор 14 опер, среди них: «Вильям Ратклиф» (1869), «Анджело» (1876), «Сын мандарина» (1859, постановка 1879), «Кавказский пленник» (1883, все - Санкт-Петербург), «Флибустьер» (1894, Париж), «Пир во время чумы» (1901), «Мадемуазель Фифи» (1903), «Маттео Фальконе» (1907), «Капитанская дочка» (1911, все - Москва), детские оперы. В 1869 завершил (совместно с Н. А. Римским-Корсаковым) оперу Даргомыжского «Каменный гость». До конца дней работал над завершением оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка». В 1896-1904 годах директор Санкт-Петербургского отделения ИРМО.

Для музыкальной критики Кюи типичен несдержанный и даже язвительный тон. Уничтожающую оценку он дал опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского («Санкт-Петербургские ведомости», №37, 6 февраля 1874), в новаторской музыке которого увидел «большие недочёты», «неразборчивое, самодовольное, спешное сочинительство». Жестокой и несправедливой была рецензия на оперу «Евгений Онегин» П. И. Чайковского («Неделя», №45, 4 ноября 1884), которая, по мнению Кюи, «ничего не вносит в наше искусство» и где «нет ни одного нового слова». Критические статьи Кюи о Р. Вагнере выявили непонимание новаторских принципов музыкальной драмы.

Кюи-критик поддерживал и пропагандировал творческие принципы композиторов Балакиревского кружка (национальный колорит, выбор русских сюжетов и общественно значимых исторических тем, правдивое отображение реальности и др.). При этом он сочинял стилистически нейтральную «общеевропейскую» музыку, ориентируясь на романтичные сочинения Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа. Его оперы, большая часть которых написана на либретто французских авторов, а также по мотивам произведений А. С. Пушкина, представляют собой лирические драмы.

Братья Кюи - художник-иллюстратор Наполеон Кюи (1822 - после 1888) и архитектор Александр Кюи (1823 или 1824-1909).

Соч.: «Кольцо Нибелунгов». Трилогия Р. Вагнера. СПб., 1889; Русский романс. Очерк его развития. СПб., 1896; Краткий исторический очерк долговременной фортификации. 3-е изд. СПб., 1897. [Ч. 1-2]; Краткий учебник полевой фортификации. 9-е изд. СПб., 1903; Музыкально-критические статьи. П., 1918. Т. 1; Избранные статьи. Л., 1952 (библ.); Избранные письма. Л., 1955.

Лит.: Стасов В. В. Ц. А. Кюи. М., 1954; Назаров А. Ф. Ц. А. Кюи. М., 1989; Корженьянц Т. В. Ц. А. Кюи // История русской музыки. М., 1994. Т. 7.

О. С. Лебедева.