«Ла Монне»

«Ла Монне» [французский La Monnaie; официальное название - «Театр рояль де ла Монне», «Конинклейке мюнтсаувбург» (французский «Théâtre Royal de La Monnaie», голландский «Koninklijke Muntschouwburg»; буквально - Королевский театр монетного двора)], крупнейший оперный театр Бельгии. Одна из самых престижных мировых оперных сцен. Первое здание театра возведено в 1700 году (архитекторы Паоло и Пьетро Бецци) на месте монетного двора (отсюда название «Ла Монне»). Современное здание построено в 1819 году (архитектор Л. Дамем), после пожара 1855 реконструировано (архитектор Ж. Пёлар), открыто в 1856, позднее неоднократно реставрировалось; современный зал рассчитан на 1700 мест.

«Ла Монне»В 18-19 веках ставились преимущественно французские, со 2-й половины 19 века также итальянские оперы. Важным событием в истории театра была постановка оперы «Немая из Портичи» Д. Ф. Э. Обера (1830), воспринятая публикой как призыв к восстанию (смотри Бельгийская революция 1830). В «Ла Монне» впервые поставлены оперы: «Иродиада» Ж. Массне (1881), «Гвендолина» Э. Шабрие (1886), «Король Артур» Э. Шоссона (1903), «Чужестранец» (1903) и «Колокольный звон» (1912) В. д’Энди, «Несчастья Орфея» Д. Мийо (1926), «Антигона» А. Онеггера (1927), «Игрок» С. С. Прокофьева (1929). До национализации театра в 1963 году все оперы ставились на французском языке, затем - на языке оригинала. Наряду с классическими в репертуар входят современные оперы (например, «Смерть Клингхоффера» Дж. Адамса, 1991). С начала 1990-х годов постановки барочных опер осуществляются в духе аутентичного исполнительства (в том числе под управлением Р. Якобса).

Реклама

Балеты в 18 веке ставились в основном на музыку французских и итальянских композиторов. Большое значение имела деятельность Ж. А. Петипа (1-я половина 19 века), который пополнил репертуар и основал в 1826-1827 Консерваторию танца. Среди постановок: «Маскарад пленных принцесс» Дж. Ф. Малипьеро (1924, хореограф А. Прюньер), «Франческа да Римини» на музыку П. И. Чайковского (1956, хореограф А. Леклер), «Чудесный мандарин» Б. Бартока (1961, хореограф Д. Парлич). Новый этап связан с творчеством М. Бежара; после премьеры в 1959 году «Весны священной» И. Ф. Стравинского его постановки, созданные для труппы «Балет XX века», шли в «Ла Монне» около 20 лет.

На сцене «Ла Монне» гастролируют известные певцы, симфонические оркестры, танцевальные коллективы, камерные ансамбли. Среди музыкальных руководителей театра - А. Паппано (1992-2002), Кадзуси Оно (2002-07).

Лит.: Cabris Е. La Monnaie: chronique architecturale de 1696 à nos jours. [Brux.], 1996; idem. De Munt: drie eeuwen geschiedenis van het gebouw // Le théâtre de la Monnaie au XVIII siècle. Brux., 1996.