Ладакхи

ЛАДАКХИ (ладаки), тибето-бирманский народ на севере Индии (историческая область Ладакх - в горах Ладакх на юго-востоке штата Джамму и Кашмир) и на юго-западе Китая (на плоскогорье Чангтанг, уезд Гар округ Нгари на западе Тибетского автономного района). Численность в Индии около 160 тысяч человек, в Китае 12 тысяч человек (конец 20 века, оценка); число мужчин более чем на 10% превосходит число женщин. Говорят на ладакхском наречии (ладакхи) западно-тибетский язык тибетской ветви тибето-бирманских языков; диалекты: собственно ладакхи, или лехский (в районе столицы Ладакха - Лех); нубра (в долине реки Нубра к северу от Леха); нижний ладакхи, или шамма (в долине Инда к западу и югу); стотский (в долине Инда к юго-востоку); верхний ладакхи, или чампа, чантхан (плоскогорье Чангтанг к востоку и юго-востоку). Письменность на основе тибетского письма, с конца 1940-х годов - также на основе латинской графики. До 40% говорят на тибетском языке, в городах распространены также урду, хинди и английский язык. Большинство ладакхи - буддисты (школа друкпа), есть мусульмане (шииты) и индуисты. Входят в группу адиваси.

Реклама

В 1 веке Ладакх входил в Кушанское царство, находился на Великом шёлковом пути. С 8 века попеременно был под властью Тибета и Китая. После распада Тибетской империи (842) образовалось самостоятельное княжество. До 8 века в Восточном Ладакхе исповедовали религию бон. Буддизм впервые появляется в Ладакхе во 2 веке, широкое распространение получил в 8-9 веках (традиция связывает это с деятельностью Падмасамбхавы). С 13 века в Ладакх проникает ислам. В 1470-1834 Ладакх находился под властью династии Намгьял, временами простиравшейся до Непала и Сиккима (её представители правили в Сиккиме в 1642-1975). Ладакхи  участвовали в караванной торговле между Индией и Китаем, Монголией, Тибетом: в обязанности правителя Ладакха входило обеспечение транзитной торговли, обслуживание торговли было обязательной повинностью населения. В 1834 году Ладакх завоёван княжеством Джамму.

Ладакхи По традиционной культуре близки к тибетцам и народам пригималайских районов Индии. Выращивают в основном ячмень (самые высокогорные поля в мире), а также рис (его посевы субсидируются государством), пшеницу, гречиху, бобовые, корнеплоды, люцерну, яблоки и абрикосы. Применяют искусственное орошение и террасирование горных склонов. В высокогорных районах занимаются полукочевым скотоводством, разводят яков, овец и особенно коз, дающих шерсть для выделки кашмирских шалей (были основными поставщиками шерсти в Кашмир). Транзитной торговлей занимались в основном мусульмане. Характерен женский головной убор - высокая цилиндрическая шапка с отворотами (рис.), праздничный (перак) – сложной формы с широкими отворотами, напоминающими «уши», центральная часть обтянута красной тканью, со лба через темя спускается на затылок, иногда достигает талии, на неё нашиты куски бирюзы (их число указывает на социальный статус женщины); перак передаётся по наследству. Традиционная кухня близка к тибетской: распространены жареная ячменная мука (цзамба), тибетский суп (тупа), чай с маслом, солью и цзамбой и т. д. Социальная организация близка центральнотибетской. Счёт родства патрилинейный: ребёнок наследует «кость» (рус) от патрилинейных родственников отца и «плоть» (ша) от патрилинейных родственников матери. Распространены патрилинейные роды (рус-па) и особые группы (пха спун), объединяющие мужских членов рус-па и их жён. Каждый род имеет своего духа-покровителя (пха лха - «бог наших отцов»), для почитания которого отводится отдельная комната в доме. Выделяются также билатеральные экзогамные группы родственников до 5-6-го колена. Из-за малоземелья у ладакхи господствовал майорат. Послебрачное поселение вирилокальное. Характерен высокий статус женщин. До 1940-х годов была широко распространена братская полиандрия, дети считались общими и получали наследство в порядке старшинства. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа с генерационным скосом «омаха»; сиблинги делятся по относительному возрасту и по полу. Важную роль в культуре сохраняют монастыри (гомпа): Хемис, Ламаюру, Ликир и др. Каждые 12 лет в июне или июле, в год обезьяны, отмечается религиозный праздник, приуроченный ко дню рождения Падмасамбхавы. Ежегодно 1-15 сентября проводится Ладакхский фестиваль. В монастырях устраиваются театрализованные представления (цам) с масками. Распространены местные варианты тибетского эпоса «Кесар Сага». Практикуется шаманизм.

Лит.: Рустамов У. А. Современный Кашмир. Очерки истории, экономики и культуры. Таш., 1960; Petech L. The kingdom of Ladakh: село 950-1842 А. D. Roma, 1977; Himalayan Buddhist villages: environment, resources, society and religious life in Zagskar, Ladakh. Delhi, 2001; Rizvi J. Trans-Himalayan caravans: merchant princes and peasant traders in Ladakh. Oxf., 2001 ; Dollfus Р. Lieu de neige et de genévriers: organisation sociale et religieuse des communautés bouddhistes du Ladakh. Р., 2005; Ladakhi Histories: local and régional perspectives / Ed. J. Bray. Leiden, 2005.

Т. П. Селиванова; Г. В. Дзибель (социальная структура).