Лагунные народы

ЛАГУННЫЕ НАРОДЫ, группа народов на юго-востоке Кот-д’Ивуара (области Лагун и Южный Комоэ). Живут в районе лагун (крупнейшая - Эбрие) в окрестностях г. Абиджан на юге междуречья Бандамы и Комоэ, а также к северу от Абиджана, чересполосно с бауле и аньи. Численность свыше 1,1 миллиона человек (2008, оценка). Крупнейшие: атье (аче, акье) - 540 тысяч человек; абе - 225 тысяч человек; эбрие, или чама (киама, тиама, чаман), - 125 тысяч человек; адьюкру (аджукру), или дабу (бубари), - 120 тысяч человек; абуре - 80 тысяч человек; ари, или абиджи (эббе), - 70 тысяч человек; гва, или нгога (язык мбато, или поту), - 35 тысяч человек; аладиан (аладьян, аладжан) - 30 тысяч человек; авикам, или кваква, гбанда, лау, бринья, - 30 тысяч человек; кробу - 15 тысяч человек; метьибо (мечибо), или бетибе (язык бети, или эотиле, большинство перешло на язык аньи), - 5 тысяч человек. Говорят на ква языках; атье - ветви атье; абе, адьюкру и ари - ветви агнеби; гва и эбрие - подветви поту и абуре, метьибо и кробу - подветви тано (смотри в статье Акан) ветви поту-тано; авикам и аладиан - ветви авикам-аладиан. Распространены французский язык, языки бауле, аньи и дьюла (в городах). Сильное влияние адьюкру и авикам испытали живущие чересполосно с ними вокруг лагуны Эбрие народы аизи (тиагбамрин-аизи - 10 тысяч человек; мобумрин-аизи, язык абрако - 2,5 тысяч человек; апруму-аизи - 8 тысяч человек), входящие в группу кру. В основном христиане (католики и протестанты-методисты), есть мусульмане, приверженцы афрохристианских синкретических культов и традиционных верований.

Реклама

Лагунные народы - одни из самых вестернизированных в Тропической Африке. На их землях (так называемый Берег Кваква) португальцы построили свои первые форты в начале 16 века, а французы в 17 веке начали отсюда (форт Лау) экспансию во внутренние районы Западной Африки. Одними из первых лагунные народы обращены в христианство (начало массовой христианизации лагунных народов положил перед 1-й мировой войной либерийский миссионер У. В. Гаррис).

Традиционная культура типична для народов Гвинейской подобласти Западной Африки. Основные занятия - ручное земледелие (ямс, таро, бананы, масличная пальма, маниок, товарные культуры - кофе, какао, бананы, ананасы), морское и речное рыболовство (лагунные народы первыми в регионе заимствовали у европейских мореплавателей парус и стали заниматься морским рыболовством). Развиты резьба по дереву (маски, скульптура, гребни, мебель и двери жилищ), гончарство, ткачество (ткани для традиционной одежды типа аканского кенте). У восточных лагунных народов (атье, метьибо, абуре, эбрие, абе, гва) распространены деревянные статуэтки, изображающие духов (у более христианизированных западных лагунных народов они считаются орудием ведьм); у абуре (в доколониальную эпоху также у авикам) деревянная фигурка изготовляется в случае смерти одного из близнецов, чтобы предотвратить смерть другого. Распространено отходничество на плантации и в города. Преобладают прямоугольные каркасно-столбовые дома с плетёнными из веток стенами, обмазанными глиной, и высокой двускатной крышей из листьев пальмы-рафии. Сохраняются большесемейные и деревенские общины, родовая организация, возрастные классы, полигиния, сорорат и левират. Брачное поселение вирилокальное. Счёт родства матрилинейный у аладиан, авикам и эбрие, патрилинейный - у абе, билинейный - у адьюкру. Системы терминов родства бифуркативного типа (с наличием описательных конструкций) в поколении родителей и генерационного типа в поколении эго; сиблинги и кузены обозначаются описательно (по типу «дети матери» и «дети отца»). Многие термины родства различаются в зависимости от грамматического лица. Сохранился фольклор (сказки и пословицы). Распространено отходничество на предприятия в крупных городах и плантации. Выходцы из лагунных народов (прежде всего, ари, эбрие, адьюкру и аладиан) составляют большинство государственных служащих и интеллигенции в Абиджане.

Лит.: Dupire М., Boutillier J.-L. Le pays Adioukrou et sa palmeraie (Basse - Сôte-d’Ivoire). Étude socio-économique. Р., 1958; Niangoran-Bouah G. Le village abouré // Cahiers d’Études Africaines. 1960. Vol. 2. № 2; idem. La division du temps et le calendrier rituel des peuples lagunaires de Сôte d’ivoire. Р., 1964; Augé М. Traite précoloniale, politique matrimoniale et stratégie sociale dans les sociétés lagunaires de basse Сôte d’ivoire // Cahiers Office de la Recherche Scientifique et Technique Outre-Mer. Série Sciences Humaines. 1971. Vol. 8; Duponchel L. L’Alladian (Сôte-d’Ivoire). Abidjan, 1974; Memel-Fotê Н. Le système politique de Lodjoukrou: une société lignagére à classes d’âge (Сôte-d’Ivoire). Р., 1980; Burmeister J. L’Abouré // Atlas des langues Kwa Сôte d’ivoire. Р., 1983. Vol. 1; Hill Н. S. Adioukrou social structure // Notes on Anthropology and Intercultural Community Work. 1987. Vol. 10; Dugast S. Lignages, classes d’âge, village: à propos de quelques societies lagunaires de Сôte d’ivoire // L’Homme. 1995. Vol. 134. № 2; Verdeaux F. Classes de séniorité chez les lagunaires de Сôte d’ivoire // Ibid.

В. А. Попов.