Лактанций Луций Целий

ЛАКТАНЦИЙ Луций Целий Фирмиан (Lactantius Lucius Caelius Firmianus) [около 250-260, Сикка, Нумидия (Северная Африка) - после 326], христианский богослов, писатель, ритор.

Получил классическое греко-римское образование в риторской школе Арнобия Старшего в Нумидии, впоследствии стал в ней преподавателем риторики. В юности написал в подражание Платону диалоги «Пир» и «Грамматик», впоследствии утраченные. Около 290 года император Диоклетиан пригласил Лактанция в Никомидию (Малая Азия) для преподавания латинской словесности. Своё путешествие Лактанций описал в гекзаметрической поэме «Путешествие», ныне утраченной. Около 300 года принял христианство. В Никомидии оказался свидетелем последнего большого гонения на христиан, начавшегося в 303 году при императоре Диоклетиане. После закрытия в 305-306 императором Галерием риторских школ Лактанций потерял должность и вынужден был покинуть Никомидию, однако после эдикта Галерия о веротерпимости (311) возвратился. В 316-317 император Константин Великий пригласил его в императорскую резиденцию в г. Трир (ныне Германия) для воспитания своего старшего сына Криспа. Лактанций стал одним из придворных писателей Константина. После смерти Криспа (326) Лактанций окончил жизнь в безвестности.

Реклама

Лактанций - автор сочинений по христианской апологетике, главные из которых: «О творении Божием» (303-304), «О гневе Божием» (314-321), «Божественные установления» (7 книг; 304-311). В трактате «Божественные установления» впервые на латинском Западе в систематическом виде изложены основы христианского вероучения и нравственности. В церковно-историческом трактате «О смерти гонителей» (314-315) Лактанций представил гонение на христиан в начале 4 века, судьбу римских императоров-гонителей и торжество христианства в правление императоров Лициния и Константина. В поэме «О птице Феникс» (305) Лактанций обратился к теме птицы Феникс как образу Воскресения Христова. Труды Лактанция, оказавшие большое влияние на последующих латинских писателей, имеют немалую ценность как для классической латинской словесности, так и для христианского богословия.

Соч.: Migne PL. Т. 6-7; Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 19, 27; Sources chrétiennes. Vol. 39, 204-205, 213-214, 289, 326, 335, 337, 377; Божественные установления. Книги I-VII / Пер., прим. и вступ. ст. В. М. Тюленева. СПб., 2007; О творении Божием. О гневе Божием. О смерти гонителей. Эпитомы. О божественном установлении. СПб., 2007.

Лит.: Overlach Е. Die Theologie des Lactantius. Schwerin, 1858; Садов А. И. Древнехристианский церковный писатель Лактанций. СПб., 1895; Pichon R. Lactance. Étude sur le mouvement philosophique et religieuse sous le règne de Constantine. Р., 1901; Micka Е. F. The problém of Divine Anger in Arnobius and Laetantius. Wash., 1943; Wlosok А. Laktanz und die philosophische Gnosis. Hdlb., 1960; Lactance et son temps. Recherches actuelles. Р., 1978; Тюленев В. М. Лактанций: христианский историк на перекрестке эпох. СПб., 2000.

А. Р. Фокин.