Лало Эдуар

ЛАЛО (Lalo) Эдуар (Эдуар Виктор Антуан) (27.1.1823, Лилль - 22.4.1892, Париж), французский композитор, скрипач, альтист. Сын выходца из Испании. Обучался игре на скрипке в Лилльской консерватории, с 1839 брал уроки у П. Байо и Ф. А. Хабенека (скрипка), Ю. Шульгофа и Ж. Э. Кревкёра (композиция) в Париже. С 1855 альтист, затем 2-й скрипач парижского квартета Ж. Арменго. Известность Лало как композитору принесли 1-й (1874) и 2-й («Испанская симфония», 1875) концерты для скрипки с оркестром, исполненные в Париже П. Сарасате.

Лало - один из крупнейших представителей французской инструментальной музыки 2-й половины 19 века, создатель особого типа инструментального концерта - монументального концерта-сюиты, характеризующегося опорой на бытовые жанры. В «Испанской симфонии» первым среди французских композиторов-романтиков обратился к испанскому фольклору. Влияние народной музыки прослеживается также в «Норвежской рапсодии» для оркестра (1881) и в 3-м - «Русском» - концерте для скрипки с оркестром (1883); в опере «Король из города Ис» (1888, Париж) претворены элементы бретонского фольклора. Среди других сочинений: опера «Жакерия» (завершена А. Кокаром, 1895, Монте-Карло), балет «Намуна» (по А. Мюссе, 1882, Париж), пантомима «Нерон» (1891, Париж), симфония (1889); концерты с оркестром - для виолончели (1877), для фортепиано (1889); 2 струнных квартета, 3 фортепианных трио, инструментальные сонаты, около 30 песен и романсов.

Его сын-Пьер Лало (1866-1943), музыкальный критик. Автор книг «Рихард Вагнер, или "Нибелунг"» («Richard Wagner ou le "Nibelung"», 1933), «От Рамо до Равеля: портреты и воспоминания» («De Rameau à Ravel: portraits et souvenirs», 1947).

Соч.: Correspondance / Ed. J.-М. Fauquet. Р., 1989.

Лит.: Dufour М. Е. Lalo. Lille, 1908; Servières G. Е. Lalo. Р., 1925; Тьерсо Ж. Э. Лало и другие // Французская музыка второй половины XIX в. М., 1938; Huebner S. French opéra at the fin de siècle: Wagnerism, nationalism, and style. Oxf., 1999.