Ламанова Надежда Петровна

Ламанова Надежда ПетровнаЛАМАНОВА Надежда Петровна [14(26).12.1861, деревня Шутилово (Шузилово) Нижегородской губернии - 14.10.1941, Москва], российский модельер и художник по костюмам. Родилась в семье военного. Училась в Москве в школе кройки О. А. Суворовой (до 1879). В 1885 году открыла собственную мастерскую; к началу 20 века у неё работало не менее 300 работников. В 1895 году «моделистка» Ламанова (как она сама себя называла) получила право писать на вывеске «Поставщик двора Его Императорского Величества» (среди её главных заказчиков - императрица Александра Фёдоровна); в этот период Ламанова создавала серии придворных туалетов (частично в Эрмитаже, Санкт-Петербург). В 1901 приглашена К. С. Станиславским в костюмерную мастерскую МХТ, где работала до конца жизни (самые известные спектакли - «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, 1904; «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1927; «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому, 1937). Сотрудничала также с другими московскими театрами («Принцесса Турандот» К. Гоцци, 1922, 3-я Студия МХАТ, режиссёр Е. Б. Вахтангов). Существенное влияние на Ламанову оказало общение с А. А. Экстер, А. Я. Головиным, В. А. Серовым, В. И. Мухиной, М. Горьким, М. Ф. Андреевой, знакомство с французским модельером П. Пуаре (был в России в 1911-12 с показами и лекциями). Она брала уроки живописи, старалась воплотить в материале образные качества авторского эскиза.

Реклама

По инициативе Ламановой в 1919 году организована Мастерская современного костюма (при Главнауке); программы, разработанные ею в 1920-х годах для обучения художников-модельеров, включали изучение русского художественного наследия (в том числе народного костюма). В 1919 лишена всего имущества (как крупная домовладелица) и арестована; для освобождения потребовалось вмешательство М. Горького. Член ГАХН (в кустарной секции; с 1922). Получила Гран-при на Всемирной выставке 1925 года в Париже («за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением»). В 1920-е годы публиковала статьи (в журнале «Красная Нива») о проблемах русской моды и современного костюма. С 1926 создавала модели по мотивам творчества народов Севера (по заказу Всекопромсоюза), затем разрабатывала коллекции меховых изделий. С середины 1920-х годов активно работала в кино («Аэлита», «Цирк», «Александр Невский» и др.).

Соч.: Искусство в быту. Альбом. М., 1925 (совместно с В. И. Мухиной).

Лит.: Стриженова Т. К. Из истории советского костюма. М., 1972; она же. Судьба Н. Ламановой // Журнал мод. 1989. № 4; Русский модельер Н. Ламанова. (Кат. выставки). СПб., 2002.

Р. М. Кирсанова.