Ламанский Владимир Иванович

Ламанский Владимир ИвановичЛАМАНСКИЙ Владимир Иванович [26.6(8.7).1833, Санкт-Петербург - 19.11(2.12).1914, там же], российский историк, филолог, географ, этнолог, публицист, общественный деятель; академик Петербургской Академии Наук (1900). Брат Е. И. Ламанского.

Дворянин. Окончил историко-филологического факультет Санкт-Петербургский университета (1854), ученик И. И. Срезневского. По окончании учёбы служил в Губернском правлении, Публичной библиотеке, Государственном архиве Министерства иностранных дел. Был близок с кружком московских славянофилов, в который входили И. С. Аксаков и К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин и др. Активно сотрудничал в журнале «Русская беседа» и газете «День». В 1859 защитил магистерскую диссертацию на тему «О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании», за которую был удостоен Демидовской премии Академии Наук по географии. В 1862-64 совершил путешествие по славянским странам и по Италии, Греции, Турции с научно-познавательными целями. Собранный в ходе поездки материал лёг в основу работ Ламанского «Сербия и южнославянские провинции Австрии» (1864), «Национальности итальянская и славянская в политическом и литературном отношениях» (1865) и др. В 1867 году издал собственный перевод трактата Л. Штура «Славянство и мир будущего», который получил широкое распространение в славянофильских кругах. В 1871 защитил докторскую диссертацию «Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе», в которой изложил своё понимание характера взаимоотношений России с Западом и Востоком. В 1865-71 штатный доцент, в 1871-88 профессор Санкт-Петербургского университета по кафедре славянской филологии (с 1890 заслуженный профессор). С 1872 преподаватель и заведующий кафедрами русского и церковнославянского языков и истории русской литературы в Санкт-Петербургской духовной академии, в 1890-1900 профессор академии Генерального штаба.

Реклама

Ламанский создал научную школу в славяноведении, отстаивавшую идеи славянофильства и панславизма, к которой принадлежали многие учёные, в том числе А. А. Шахматов. Ламанский понимал славянство как единый целостный организм, особый социокультурный мир. Исходя из этого, он требовал изучения греко-славянского мира как самостоятельного научного объекта, резко критиковал взгляд западноевропейских, прежде всего германских, учёных на славянство и Россию как на нечто «низшее» по сравнению с германо-романскими народами. Центральное  место в наследии Ламанского занимает его труд «Три мира Азийско-Европейского материка» (1892), в котором сформулирована идея о германо-романском, греко-славянском и азиатском «мирах культурного человечества, имеющих географические, этнографические и культурные основы самостоятельного бытия». Среди признаков, определивших самобытность греко-славянского мира, Ламанский особо выделял нравственный идеал восточно-христианской православной Церкви, сохранившей чистоту христианских начал. По теории Ламанского, именно Евразия является центром распространения современной мировой цивилизации и «всё, что поныне создано человечеством замечательного и великого в религии и философии, в искусствах, науках, промышленности, в общежитии, в государственном и международном праве, принадлежит всецело племенам и народам Азийско-Европейского материка». Смежные географически миры, считал Ламанский, неминуемо входят в противоречие, что ведёт к конфликтам между ними. Одной из таких конфликтных зон Ламанский считал центральную и Юго-Восточную Европу, а другой - российский рубежи в Азии.

С 1880 председатель Историко-филологического общества при Санкт-Петербургском университете, член Комиссии Академии Наук по русскому правописанию. Ламанский принимал активное участие в организации этнографической выставки и Славянского съезда в Москве (1867); учредитель Санкт-Петербургского отделения Славянского комитета, преобразованного в 1876 в Славянское благотворительное общество. В 1854-59 секретарь Русского географического общества, в 1865-71, 1887-1910 председатель его этнографического отделения. Главный редактор журнала «Живая старина» в 1890-1912. Под общей редакцией Ламанского и его ученика В. П. Семёнова-Тян-Шанского опубликовано многотомное издание «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (1899-1914).

Лит.: Шахматов А. А. В. И. Ламанский. Некролог // Изв. АН. Серия 6. 1914. Т. 8. № 18; Семенов-Тян-Шанский В. П. В. И. Ламанский, как антропогеограф и политикогеограф // Живая старина. 1915. Вып. 1/2; Князев Г. Русско-славянская цивилизация. М., 1998; Энциклопедический словарь русской цивилизации: Святая Русь. М., 2000.