Ландини Франческо

ЛАНДИНИ, Ландино (Landini, Landino) Франческо (около 1335, Флоренция - 2.9.1397, там же), итальянский композитор и поэт. Ослеп в детстве после оспы. Славился игрой на органе (с 1365 работал в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции), был органным мастером и настройщиком (в старинных рукописях означен как «слепой маэстро Франческо, органист из Флоренции»). Согласно исторической хронике Ф. Виллани, сконструировал оригинальный струнный инструмент под названием «сирена» (syrena). Написал поэму в честь У. Оккама, предположительно сочинял стихи для собственных композиций. Дж. да Прато, составивший описание культурной и общественной жизни Флоренции в 1389 году, дал портрет Ландини как всем известного органиста и поэта, эрудированного участника философской и политической дискуссий.

Ландини, Ландино (Landini, Landino) ФранческоКрупнейший представитель арс нова. Основной жанр музыкального творчества - баллата (всего около 130: 42 трёхголосные, остальные двухголосные); наиболее известны баллаты «Вот и весна» («Ессо la primavera»), «Эта девушка» («Questa fanciulla»). Автор 12 мадригалов, каччи «В задумчивости, ведомый любовью» («Cosi pensoso, com’ amor mi guida»), виреле «Прощайте, прощайте, нежная милая дама» («Adiu, adiu, dous dame jolie»; на смерть Г. де Машо; в заглавии обыгрывается начало его знаменитого виреле), мотетов на латинский язык (сохранились во фрагментах). Музыкальный стиль отличается ритмической изобретательностью (в мадригалах Ландини придал ритмике вид «свободной» вокальной импровизации). В тексто-музыкальной форме Ландини стремился к точной передаче аффекта, запечатлённого в стихе (в качче использовал звукоподражание). В гармонии (старомодальной) он систематически применял мелодико-ритмический ход (VII-VI-VIII), который можно считать первым в истории музыки свидетельством индивидуального гармонического стиля; в Новое время эта типичная для музыки арс нова формула получила название «каденция (или клаузула) Ландини». Сочинения Ландини сохранились во многих версиях в нотных рукописях 14-15 века, в сделанных после смерти автора инструментальных переложениях, в контрафактурах анонимных итальянских лауд.

Реклама

Лит.: Giovanni da Prato К. II Paradiso degli Alberti / Ed. А. Wesselofsky. Bologna, 1867. Vol. 1-3; Ellinwood L. F. Landini and his music // Musical Quarterly. 1936. Vol. 22. № 2; Fischer К. von. Studien zur italienischen Musik des Trecento und frühen Quattrocento. Bern, 1956; idem. Ein Versuch zur Chronologie von Landinis Werken // Musica Disciplina. 1966. Vol. 20; Long М. Р. F. Landini and the Florentine cultural elite // Early Music History. 1983. Vol. 3; Pirrotta N. On Landini and San Lorenzo // Musica Disciplina. 1994. Vol. 48; Villani F. De origine civitatis Florentiae et de eiusdem famosis civibus. Padua, 1997; Col dolce suon che da te piove: stidu su F. Landini е la musica dei suo tempo. [Firenze], 1999 [discografia, bibi.].

С.Н. Лебедев.