Лансере Николай Евгеньевич

ЛАНСЕРЕ Николай Евгеньевич [14(26).4.1879, Санкт-Петербург - 6.5.1942, Саратов], российский архитектор, график, историк архитектуры, музейный работник. Сын Е. А. Лансере, брат Е. Е. Лансере, З. Е. Серебряковой, внук Н. Л. Бенуа. В 1897 и 1902 совершил поездки по странам Европы. Учился в петербургской Академии Художеств (1898-1904) у дяди, Л. Н. Бенуа.

Лансере Николай ЕвгеньевичКак архитектор работал в духе неоклассицизма (павильон «Петербург» на Всероссийской гигиенической выставке на Каменном острове, 1912-13; особняки М. А. Новинской и В. А. Засецкой, 1913-14; оба в Санкт-Петербурге), обращался также к стилизации древнерусского зодчества (проект Епархиального женского училища в Курске, 1907, совместно с А. И. Таманяном; деревянная церковь Ильи Пророка и звонница в имении Ратьковых - Рожновых «Дубки», 1913, не сохранилась), модерну (проект реконструкции дома Е. В. Глушкова в Царском Селе, 1907; проект гостиницы «Паласт» для Санкт-Петербурга, 1909), стилизациям английской готики (усадебный дом Е. Е. Лансере в деревне Усть-Крестище, 1910, не сохранился), русского барокко (фасады Школы народного искусства на канале Грибоедова, 1914-15), маньеризма и барокко (проект Русско-Азиатского банка, 1916), палладианству (проект виллы П. П. Регира в Ланжероне, близ Одессы, 1915-17). Работал над интерьерами (особняк В. П. Кочубея в Царском Селе, 1913-14) и оформлением художественных выставок в Санкт-Петербурге (Историко-художественная выставка русских портретов в Таврическом дворце, 1905; Международная выставка мебели и Международная художественно-строительная выставка, 1908; «Ломоносов и елизаветинское время», 1912, и др.).

Реклама

Мастер архитектуры малых форм; метеорологический павильон на Малой Конюшенной улице (1913, восстановлен в 1997), памятник Петру I в Лодейном Поле (1910), надгробие С. С. Боткина на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (1912-13) и др. Проектировал промышленные здания (фасады оружейного завода в Коврове, 1916).

Лансере Николай ЕвгеньевичВ 1918-22 жил в Анапе и Нахичевани-на-Дону (ныне входит в Ростов-на-Дону); создал проекты вокзала для Новочеркасска (1919), жилых домов для трудящихся, исполкома и портовой чайной для Ростова-на-Дону, Народного дома для Азова (все 1920). С 1922 года жил в Петрограде (Ленинграде). Среди проектов в стилях неоклассицизма и конструктивизма - планировка и павильоны ВСХВ (1922); Дворец труда и Симоновский посёлок для рабочих в Москве; планировка г. Грозный (все 1922-23, совместно с А. А. Олем), Дворец культуры для Ростова-на-Дону (1924-25, совместно с А. И. Дмитриевым), памятник-маяк Х. Колумбу для г. Санто-Доминго в Доминиканской Республике (1929), «Театр массового музыкального действа» на 4 тысячи человек для Харькова (1930, совместно с А. И. Изосимовым); комплекс зданий Всесоюзного института экспериментальной медицины в Москве (1934-37, совместно с другими). Сохранились административный и цеховые корпуса завода точного машиностроения (1929-31; с 1946 «Ленполиграфмаш»), жилой дом на Каменноостровском проспекте в Санкт-Петербурге (1934-35, совместно с другими). Работал в области книжной графики (обложки книг издательства «Мысль», 1924-25, и др.). Создавал акварельные циклы, посвящённые Ленинграду и пригородам (Гатчина, 1924; Пушкин, 1926; Петергоф, 1929, и др.).

Занимался изучением русской архитектуры 18-19 века, реставраторской (Сампсониевский собор, 1909, квартира А. С. Пушкина на Мойке, 1923), музейной и общественной деятельностью: участвовал в работе Комиссии по изучению Старого Петербурга (секретарь в 1907-18) и организации музея при ней (ныне Музей истории Санкт-Петербурга), в создании экспозиции Летнего дворца Петра I (1925); с 1922 хранитель Историко-бытового отдела ГРМ. Преподавал на Высших женских архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой (с 1913), в Политехническом институте, Высшем художественном училище декоративных искусств (ныне Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной) и др.

Арестован 2.3.1931; до 28.6.1935 работал в Особом конструкторско-техническом бюро (ОКТБ-12; проект административного здания ОГПУ на Литейном проспекте, 1931-32, совместно с А. И. Гегелло, А. А. Олем, Н. А. Троцким и др.). Вторично арестован 22.5.1938. Умер в тюрьме; реабилитирован в 1957.

Его дочь - архитектор Наталья Николаевна Лансере (1910-98), сын - архитектор Алексей Николаевич Лансере (1916-2003).

Соч.: Дворцовое строительство императора Николая I (совместно с А. Н. Бенуа) // Старые годы. 1913. Сентябрь; Архитектура и сады Гатчины // Там же. 1914. Июль - сентябрь; Архитектор Ч. Камерон // Ч. Камерон. М.; П., 1924; Главное Адмиралтейство и краткий очерк его создания. Л., 1926; Фонтанный дом. (Постройка и переделки) // Записки Историко-бытового отдела ГРМ. Л., 1928. Т. 1; Летний дворец Петра I. Л., 1929; В. Бренна. СПб., 2006.

Лит.: Петров А. Н. Н. Лансере // Советская архитектура. 1969. Вып. 18; Оль Г. А., Лансере Н. Н. Н. Е. Лансере. Л., 1986; Кючарианц Д. А., Раскин А. Г. Гатчина: художественные памятники. Л., 1990 [воспроизведены архитектурные пейзажи и интерьеры работы Лансере]; Банников А. П. Архив Н. Е. Лансере // Банников А. П. Русские коллекционеры и их коллекции. М., 2008.

П. С. Павлинов.