Лансере Евгений Евгеньевич

ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич [23.8(4.9).1875, Павловск - 13.9.1946, Москва], российский график, живописец, сценограф, народный художник РСФСР (1945); академик живописи (1912) и действительный член (1916) петербургской Академия Художеств. Внук Н. Л. Бенуа, сын Е. А. Лансере, повлиявшего на становление его художественных интересов, брат Н. Е. Лансере, З. Е. Серебряковой. После смерти отца испытывал влияние художников и архитекторов семьи Бенуа (главным образом А. Н. Бенуа), скульптора А. Л. Обера. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Санкт-Петербурге (1892-95), затем в Париже - в академиях Ф. Коларосси и Р. Жюлиана, в студиях Ж. П. Лорана и Ж. Ж. Бенжамен-Констана (1895-98). Член объединений «Мир искусства» (с 1900; с 1910 член-учредитель; в 1915-16 председатель комитета), Союз русских художников (1903-1910), Общества архитекторов (с 1906), АХРР (с 1927), Общества живописцев (1929-30).

Среди ранних графических работ Лансере - иллюстрации к «Повестям» Е. А. Лыткиной (1894), книге «Легенды о старинных замках Бретани» Е. В. Балобановой (1899), повестям «Выстрел» и «Дубровский» А. С. Пушкина (1899). В конце 1890-х - 1910-х годах выступал главным образом как журнальный и книжный график (оформление журнала «Мир искусства», «Художественные сокровища России», «Детский отдых», «Золотое руно» и др.; 3-го тома издания «Царская охота на Руси» Н. И. Кутепова, 1902; книг «Собрание стихов» С. К. Маковского, 1905; «Сирийские рассказы» С. С. Кондурушкина, т. 1-2, 1908-1910; «Царское Село в царствование императрицы Елисаветы Петровны» А. Н. Бенуа, 1910; «История русского искусства» И. Э. Грабаря, 1910-13; произведений М. Ю. Лермонтова «Демон» и «Ашик-Кериб», 1914, и др.). Был мастером графики «малых форм» (экслибрисы, издательские и почтовые марки и др.), автором афиш (для выставки «Ломоносов и Елизаветинское время», 1912); в 1905-08 создавал политически острые рисунки для революционных журналов «Жупел», «Адская почта», «Зритель».

Реклама

Лансере Евгений Евгеньевич

Одним из первых среди художников Серебряного века Лансере передал атмосферу обыденного Санкт-Петербурга [«Казанский собор», автолитография; «Старый Никольский рынок» («Барки», ГРМ), «Васильевский остров, 7-я линия» (ПТ); обе - акварель; все 1901; «Калинкин мост», автолитография, 1902]. Станковая графика Лансере на исторические темы в этот период отличается достоверностью в воссоздании эпохи и одновременно её романтичной поэтизацией («Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905, ГТГ; «Петербург начала XVIII в.», 1906, ГРМ; «Корабли времён Петра Первого», 1909, ГРМ, и 1911, ГТГ). Иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912-16, 1931, 1937-1938, 1942) и «Казаки» (1917, 1928, 1936-1937) выполнены в чёткой графической, а иногда в смягчённой живописной манере. Воспринял влияние русского символизма (оформление книги «Царь Голод» Л. Н. Андреева, 1908), модерна (панно в «Café de France» в Санкт-Петербурге, 1907, не сохранилось), неоренессанса (росписи дома Тарасова в Москве, 1910-11), необарокко (эскизы плафона дома Носовых в Москве, 1910-11; панно «Заморская торговля» для дома И. П. Мануса в Санкт-Петербурге, 1917, ГТГ) и неоклассицизма (росписи Памятного зала Академии Художеств в Петрограде, 1915). Сотрудничал с архитекторами (И. В. Жолтовским, А. И. Таманяном, В. А. Щуко) в разработке интерьеров. Участвовал в оформлении выставки «Современное искусство» в Санкт-Петербурге (1903). С 1900-х годов работал как театральный художник (оформление неосуществлённой постановки пьесы «Ярмарка на индикт св. Дениса» Н. Н. Евреинова в Старинном театре, Санкт-Петербург, 1907-08, совместно с А. Н. Бенуа). Заведовал художественной частью гранильных фабрик в Петергофе и Екатеринбурге (1911-16), фарфорового и стекольного заводов в Санкт-Петербурге.

Лансере Евгений ЕвгеньевичВ декабре 1914 - марте 1915 находился на Кавказском фронте в качестве военного корреспондента. В конце 1917 года переехал в Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск) в Дагестане; в 1918-19 художник Отдела пропаганды Добровольческой армии. В 1920 переехал в Тифлис, где работал в Этнографическом музее (1920-22); с 1925 член-сотрудник Кавказского археологического института. Значительная  часть станкового наследия Лансере связана с его поездками 1890-1930-х годов по Европе и Азии (посетил Бретань, 1897; Сибирь, Маньчжурию и Японию, 1902; Псковскую и Киевскую губернии, 1903; Италию, 1899 и 1907; Давид-Гареджу в Грузии, 1921; Турцию, 1922; Дагестан, 1925; Францию, 1927; Джульфу в Азербайджане, 1929; Сванети, 1929; Киргизию, 1939), во время и после которых он создавал (как и его отец) этнографически точные работы. С 1934 жил в Москве. Черты дореволюционного творчества сохраняются в исторических произведениях, созданных в советское время (серия «Трофеи русского оружия», гуашь, 1942), в портретной и пейзажной живописи, натюрмортах. Работал также в области монументальной живописи (в Харькове - панно во Дворце рабочего, 1931-32; в Москве - росписи Казанского вокзала, 1933-34, 1945-46, ресторана гостиницы «Москва», темпера, 1937, ныне - в Научно-исследовательском музее архитектуры; эскизы оформления Большого зала Дворца Советов, 1938-41, и др.) и сценографии («Макбет» У. Шекспира, 1928, неосуществлённая постановка К. А. Марджанишвили в Грузинском театре драмы в Кутаиси; «Юлий Цезарь» Шекспира, 1924, и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1938, обе постановки в Малом театре в Москве), в промышленной графике и как художник кино.

В 1934-45 Лансере публиковал статьи, главным образом о монументальной живописи и проблемах художественного образования. Автор дневников и многочисленных альбомов натурных зарисовок. Преподавал в Санкт-Петербурге - в Школе живописи и рисования Е. С. Зарудной-Кавос и А. М. Языковой (начало 1910-х годов), в Новой художественной мастерской (1915-16); в Тифлисе - в Академии Художеств (1922-34; декан живописного факультета в 1926-30), в Москве - в МАРХИ (1934-38; руководитель кафедры графических дисциплин), в Академии архитектуры (с 1935); также в ИЖСА (1935-38; профессор живописи и руководитель монументальной мастерской). Среди учеников: Т. Г. Абакелия, П. М. Блёткин, И. И. Габашвили, У. М. Джапаридзе, М. А. Джемал, С. С. Кобуладзе, К. Б. Санадзе. Государственная премия СССР (1943).

Его дети - живописец, архитектор, книжный график Евгений Евгеньевич Лансере (1907-88), архитектор Наталья Евгеньевна Лансере (1909-94).

Соч.: Лето в Ангоре. Рисунки и заметки из дневника поездки в Анатолию летом 1922. Л., 1925.

Лит.: Лобанов В. М. Книжная графика Е. Е. Лансере. М.; Л., 1948; Бабенчиков М. В. Е. Е. Лансере. М., 1949; Подобедова О. И. Е. Е. Лансере. М., 1961; Павлинов П. С. Е. Е. Лансере в 1900 - начале 1910-х годов: к проблеме творческого самоопределения // Русское искусство Нового времени. М., 2004. Вып. 8; он же. Е. Лансере в Бретани // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2005. № 1-2; он же. Е. Лансере на Кавказском фронте. Рисунки и заметки мастера // Собрание. 2005. № 2; он же. Экспедиция Е. Лансере в Сванетию в 1929 // Свой. 2008. № 2.

П. С. Павлинов.