Лао

ЛАО (самоназвание), тайский народ в Лаосе, важнейшая этническая группа в составе лаосцев. Живут главным образом в долине Меконга и по его притокам в Западном и Южном Лаосе (2,8 миллиона человек) и Северо-Восточном Таиланде (область Исан - 20 миллионов человек; 2009, оценка). Проживают также в Камбодже (92 тысячи человек), Мьянме (23 тысячи человек) и др. Говорят на лаосском языке. Лао в основном буддисты (тхеравада), есть христиане.

Лао Лао выделились из прототайской общности (смотри в статье Тайские народы) к концу 1-го тысячелетия нашей эры. До образования государства Лансанг (14 век) жили среди мон-кхмерских народов в мелких княжествах, зависимых от кхмерских государств. С конца 18 века попали в зависимость от Сиама и Вьетнама. Образование в 1953 году независимого государства способствовало консолидации лао Лаоса, ассимилирующих другие народы (смотри в статье Лаосцы). Делятся на лао Луангпхабанга, или северные лао (лао сао), лао Вьентьяна, или центральные лао (лао виенг), и южные лао (лао бассак), испытавших сильное влияние мон-кхмерских народов. В Таиланде лао ассимилируются тайцами. У лао Исана - области, до 1820-х годов входившей во Вьентьянское королевство, - существует своя интеллигенция и литература на лаосском языке. В 1940-80-х годах развивалось массовое движение лао Исана за объединение с лао Лаоса. «Лао» иногда называют также юан Северного Таиланда.

Реклама

Традиционная культура типична для народов Юго-Восточной Азии. Основное занятие - пашенное заливное рисоводство (на); выращивают также овощи, бобовые, хлопчатник, табак. Разводят свиней, домашнюю птицу, буйволов. Развиты охота, рыболовство (сохраняется обычай коллективного лова). Мужчины заняты обработкой бамбука (в том числе художественными лаками), бронзы, резьбой по дереву, камню и кости; женщины - ткачеством на ручном станке (ки), плетением из рисовой соломки, вышивкой, гончарством. Развито производство шёлкового и хлопчатобумажного иката (основные центры - Вьентьян, Луангпхабанг, Паксе). Общины (бан), объединённые общей системой орошения, составляли союзы (мыанг). Преобладает малая семья; на севере Лаоса прослеживаются черты большесемейной организации. Счёт родства патри- и билатеральный. Брак нео- или матрилокальный. Распространены полигиния, брачный выкуп и отработки за жену. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа; сиблинги делятся по относительному возрасту, причём младшие - без различия по полу. Термины родства могут использоваться в качестве местоимений, особенно в разговоре с близкими родственниками. Традиционные поселения иногда укреплённые, располагаются вблизи рек, имеют линейную планировку; включают храмовый комплекс (ват), где мальчики (12-13 лет) проходят 2-3-летнее послушание и затем совершают обряд обрезания волос (кон-тьюк). Распространён обычай смены имени при изменении социального положения, достижении совершеннолетия, вступлении в брак. Жилища свайные, каркасные, обычно вытянуты с севера на юг, имеют наружную галерею. Внутри дом делится на общую комнату, служащую также спальней для неженатых мужчин, и две спальни - для родителей и незамужних девушек; напротив главного входа расположено святилище с домашним алтарём. Женская традиционная одежда - прямая или расклешённая запашная юбка (пха син), распашная кофта, шарф; мужская поясная одежда - типа дхоти (пха нунг), заимствована у мон-кхмерских народов (нарядный пха нунг делают из шёлка и парчи, носят с серебряным или золотым поясом), на голове - шарф. У мужчин была распространена татуировка. Основная пища - клейкий рис (кхау ниеу) со специями, зеленью и соусами (соевый, рыбный - нам па, из квашеной рыбы - падэк); популярный десерт - «палочный» рис (кхау лам), запечённый на костре в молодых стволах бамбука с тёртым кокосом; остывший клейкий рис (кхау ниеу) употребляют вместо теста, в том числе для пирожков. Едят также квашеную, варёную, толчёную рыбу, овощи (часто жареные и маринованные). Распространены супы (густые - кэнг, жидкие - нам). Из риса делают водку (лау хай, лау лао, лау кхао). Мяса едят мало; в обрядовой пище обязательна курятина, при наиболее важных обрядах - мясо буйвола. Едят также змей, саранчу, личинки муравьёв. Главные праздники: Новый год (Пи Май, или Сонгкан, 13-14 апреля) сопровождается танцами с саблями (канн фан дап), танцами в масках, изображающих мифических первопредков лао - Деда и Бабку Нё (Пу Нё, Ня Нё), исполнением песен кон лам и кругового танца ламвонг, обливанием водой и т.п.; праздник ракет (Бун Банг Фай) знаменует начало сезона дождей в мае, принято зажигать петарды из заполненных порохом колен бамбука; праздник поступления мальчиков в монастырь в июне - июле (Бун Кхау Пханса); конец посвятительного периода в октябре (Бун Ок Пханса), к которому приурочены водный праздник Лойкатхонг, когда по рекам пускают горящие фонарики, и соревнования в лодках Бун Суанг Хыа (проводились до 1940-х годов); поминальные праздники в августе - сентябре; день урожая (Бун Кхун Кхау); праздник Большой Ступы (Бун Маха Тхат) в ноябре, сопровождающийся спортивными состязаниями (лодочные гонки, ти кхи - игра, напоминающая хоккей на траве, и т.п.). Похороны сопровождаются песнями, пляской, выступлением театра теневых фигур (лакхон нгао). Сохраняются колдовство и ведовство, вера в духов (пхи): дух тигра, хозяин леса (пхи сыа), дух рисового поля (пхи на, пхи хай), дух-покровитель поселения (пхи сыа бан, пхи сыа мыанг), духи предков и т.п. Распространён культ драконов-нагов - хозяев рек и ручьёв, от которых зависело плодородие рисовых полей.

Лао Устное творчество родственно фольклору других народов Юго-Восточной Азии. Так, мифы и сказки о первопредке-драконе, о героях «без рук, без ног» близки к вьет-мыонгским, предания о происхождении правящих династий от нагов - к кхмерским. С нагами предания (в летописях пхонгсавадан и «Сказании о Кхун Бороме» - «Нангсы Кхун Бором») связывают основание городов (Луангпхабанга, Вьентьяна и др.), появление островов, пещер и гор. Другие мифы: о Кхун Бороме, сыне Тхэн Луанга, верховного божества тайских народов, посланном на землю по просьбе трёх вождей, спасшихся на плоту от потопа, чтобы рассказать людям о добре и зле, поклонении богам, календаре и приметах; о чудесной тыкве, соединившей небо и землю, из которой вышли люди, животные, семена растений и др.; о косматых первопредках - Деде и Бабке Нё и др. Распространены волшебные сказки (о животном-покровителе, в которое воплотилась душа покойного родителя героя-сироты; о поиске волшебной жены или женитьбе на принцессе с помощью магии, чудесных предметов и помощников и др.); романический эпос о девушке-птице Маноле (Манохаре) и принце Сутхоне; сказки о животных, о комических героях (проказливом послушнике Сиенг Миенге; о «Семикувшинном Братце» Ай Тьетхае, съедающем в один присест семь кувшинов риса; о деревенском дурачке Бакнго и др.); былички о духах-пхи. Древние эпические сюжеты известны по литературным обработкам, а литературные произведения часто переходили в устное творчество. Основой эпической традиции был сюжет о принце-воине (Хунг-Тьыанг), женившемся на своей кузине; этот мотив включён в сюжеты о Раме (Пха Лам) и Синсае. На основе свободного эпического размера сложился кон ан (кон для чтения) - стихотворная форма многих произведений эпохи Лансанга. В классических поэмах эпохи Лансанга композиционные приёмы эпоса используются для присоединения новых сюжетных линий или рассказа о прошлых рождениях персонажей. К традициям лаосского эпоса близка поэма «Махасат» («Великое рождение»), или «Пха Вет» (по имени главного героя канонического «Вессантара-джатаки»), созданная монахом Маха Тхеплуангом (1485-1495); она написана гибридным индуизированным размером хай, в который «вписываются» длинные палийские слова. Обработка индийской «Панчатантры» («Нанг Тантрай») стала источником сюжетов дидактических сказок и басен, пословиц и поговорок. Из буддийской литературы - сборников о мудрецах Витхуне, Махосоте, Сиеу Савата (канонические джатаки «Витхура-пандита» и «Махасадха») они попали в фольклор. Распространены дидактические сказки о Маленьком сироте (Кампха Ной) или сиротах брате и сестре (Падэк и Пасамо). Манускрипты на пальмовых листьях (пхук) свидетельствуют о тесных связях между буддийскими монахами Лаоса и соседних государств.

Песни-импровизации (кон лам): песенные переклички и состязания, частушки, любовные песни (кон киеу сау), загадки (кхам тхуай), благопожелания (кхам пхон), предсказания (кон сок) основаны на 4 стихотворных размерах (кон тат, кон лонг, кон нён и кон тэй). Кон пханя, включённый в число размеров письменной поэзии, используется в стихотворных импровизациях об ухаживании за девушками (пханя киеу сау, лом сау) и поговорках (супхасит). Другие жанры музыкально-поэтического фольклора - трудовые и календарно-обрядовые песни.

Ладовая основа - пентатоника. Основные музыкальные инструменты: кхэн, бамбуковые варган (хоон) и трубчатая цитра (со май пхай), деревянный идиофон (бокбэк). Танцы сопровождаются аккомпанементом бамбуковых трещоток и кастаньет. Бронзовые и серебряные колокольчики служат оберегами. Смотри также в статье Лаос.

Лит.: Laos; its people, its society, its culture / Ed. F. LeBar. New Haven, 1960; Стратанович Г. Г. Лао // Народы Юго-Восточной Азии. М., 1966; Archaimbault Ch. Structures religieuses Lao (rites et mythes). Vithagna, 1973; Косиков И. Г. Лао // Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. М., 1993; Афонин Д. С. Дети Кхунборома. М., 2000; Hayashi Yukio. Practical Buddhism among the Thai-Lao: religion in the making of а region. Kyoto, 2003.

Е. Н. Афанасьева, О. В. Егорунин.