Лас Kаcac
ЛАС КАСАС (Las Casas) Бартоломе де (август 1474, по другим данным, 11.11.1484, Севилья - 17.7.1566, Мадрид), испанский общественный деятель, историк, правовед и публицист. Из знатного рода. Учился в Саламанкском университете, получил степень лиценциата. В 1502 впервые прибыл в Америку, в 1511-14 годах служил капелланом в отрядах Д. Веласкеса де Куэльяра.
Получил энкомьенду, в 1514 отказался от неё и примкнул к доминиканцам, выступившим в защиту прав индейцев. В 1515 вернулся в Испанию, пытался привлечь внимание короны к жестокостям испанцев по отношению к индейцам, требовал прекращения Конкисты и перехода к совместной мирной колонизации земель Америки испанскими крестьянами и индейцами. Лас Касас добился поддержки у регента Испании Ф. Хименеса де Сиснероса, а затем у короля Карла I (с 1519 император Карл V), получил от него почётное звание «Защитник индейцев» (впоследствии Лас Касаса называли также «апостолом индейцев»). Попытка Лас Касаса в 1521 организовать в районе города Кумана мирную колонизацию земель закончилась гибелью большей части колонистов от рук индейцев. В 1523 Лас Касас вступил в орден доминиканцев, несколько лет провёл в монастыре. В 1530-х годах добился значительных успехов в колонизации ещё не освоенных испанцами земель на территории современной Гватемалы. В поисках поддержки своей позиции в 1539 выехал в Испанию, где сблизился с испанскими гуманистами. Взгляды Лас Касаса в этот период стали более радикальными; он выступал сторонником теории естественного права, резко критиковал имперскую политику, отрицая универсальность земной власти монарха и папы Римского. Несколько лет работал над историко-публицистическим сочинением «Кратчайшее сообщение о разрушении Индий» («Brevisima relacion de la destrucciоn de las Indias», завершено в 1542, издано в 1552), в котором изложил историю Конкисты, представив её преступлением против «естественного, божественного и человеческого законов», несовместимым с подлинным христианством. Книга произвела большое впечатление на комиссии правоведов и теологов, собранные Карлом V в 1542; по их предложению король обнародовал «Индий законы» («Новые законы»), запретившие рабство индейцев и ограничившие их угнетение. В качестве епископа области Чьяпас Лас Касас пытался добиться от испанцев выполнения «Индий законов», но, столкнувшись с ожесточённым сопротивлением, отказался от сана и в 1547 вернулся в Испанию. Одержал победу в публичном диспуте (Вальядолид, 1550-51) над теологом, правоведом и историком Х. Хинесом де Сепульведой, доказывавшим неполноценность индейцев. Защищая свою позицию, Лас Касас пришёл к пониманию исторической обусловленности этики и религии и по-новому осмыслил единство и стадиальность человеческой культуры. Эти и многие другие идеи, в том числе о превосходстве Америки над Европой, а индейцев (как «истинных христиан») - над европейцами, были разработаны Лас Касасом в сочинении «Апологетическая история Индий» («Apologetica historia de las Indias», издана в 1909).
Реклама
Главный труд Лас Касаса - «История Индий» («Historia de las Indias», издана в 1875, русский перевод - 1968) в 3 книгах, над которым он работал с 1527 и почти до самой смерти, охватывает события 1492-1520 и содержит ценные сведения о культуре, быте и нравах индейцев Центральной и Южной Америки, а также об истории открытия Америки Х. Колумбом и Конкисты (дневник Колумба сохранился только в изложении Лас Касаса). Америка представляется Лас Касасом Божественным даром человечеству, Конкиста - историей уничтожения «земного рая» испанцами. Оборотной стороной религиозного морализаторства Лас Касаса и дегероизации конкистадоров стала однозначность трактовки Конкисты, отказ от воссоздания истории в её полноте (что резко отличает Лас Касаса от Б. Диаса дель Кастильо). В конце жизни Лас Касас отказался от отстаиваемой им ранее идеи о возможности порабощения негров, распространив на них действие естественного права. В своих последних трактатах подчёркивал необходимость ухода испанцев из Индий и возвращения индейцам независимости, земель и богатств.
Деятельность и творчество Лас Касаса оказали огромное воздействие на современников и потомков. Хотя почти все основные труды Лас Касаса опубликованы лишь в 19-20 века, в рукописях они были известны многим его современникам, повлияв на их отношение к Конкисте.
Соч.: Obras completas. Madrid, 1989-1998. Vol. 1-14.
Лит.: Giménez Fernández М. В. de Las Casas. Sevilla, 1953-1960. Vol. 1-2; Б. де Лас Касас. К истории завоевания Америки. М., 1966; Bataillón М. Études sur В. de las Casas. Р., 1966; Queraltó Moreno R. J. El pensamiento filosófico-político de В. de Las Casas. Sevilla, 1976; Saint Lu А. Las Casas indigéniste. Р., 1982; Рérez Fernández I. Cronologia documentada de los viajes, estancias у actuaciones de Fray В. de las Casas. Bayamón, 1984; Земсков В. Б. Творчество Б. де Лас Касаса // История литератур Латинской Америки. М., 1985; Parisli Н. R., Weidman Н. Е. Las Casas en Мéxico: historia у obra desconocidas. Мéх., 1992; Gutiêrrez G. En busca de los pobres de Jesucristo: el pensamiento de В. de las Casas. Lima, 1992; Castro D. Another face of Empire: В. de Las Casas, indigenous rights, and ecclesiastical imperialism. Durham; L., 2007; Iglesias Ortega L. В. de las Casas: cuarenta у cuatro аňos infinitos. Sevilla, 2007; Lavallé В. В. de las Casas: entre l’éрéе et la croix. Р., 2007; Hanke L., Giménez Fernández М. В. de Las Casas: bibliografia critica у cuerpo de materiales. Santiago de Chile, 1954.
В. А. Ведюшкин.