Лавочкин Семён Алексеевич
ЛАВОЧКИН Семён Алексеевич (Айзикович) [29.8(11.9).1900, Смоленск - 9.6.1960, полигон Сарышаган (Казахская ССР), похоронен в Москве], российский авиаконструктор, член-корреспондент Академии Наук СССР (1958), генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944), дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1956). Окончил МВТУ (1927).
Работал в ряде самолётостроительных КБ, затем в Главном управлении авиационной промышленности.
С 1939 главный конструктор, руководитель КБ в г. Химки, с 1956 генеральный конструктор ОКБ (ныне НПО имени С. А. Лавочкина). Под его руководством в 1940-44 созданы истребители ЛаГГ-3 (совместно с М. И. Гудковым и В. П. Горбуновым), Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, имевшие высокие боевые качества и сыгравшие большую роль в Великой Отечественной войне. При их разработке Лавочкин рационально сочетал деревянную конструкцию планёра (применив особо прочный материал - дельта-древесину) с надёжным поршневым двигателем, имевшим высокие технические характеристики в широком диапазоне высот полёта (например, АШ-82ФН, форсированный с непосредственным впрыском, мощностью 1360 кВт, конструктор А. Д. Швецов). Компоновка самолётов Ла-5 (и их модификаций), Ла-7 обеспечивала надёжную защиту лётчика в передней полусфере обстрела. В послевоенные годы созданы серийные и экспериментальные истребители, в том числе: Ла-160 (1947) - первый отечественный самолёт со стреловидным крылом; Ла-176 (1948), на котором впервые в СССР была достигнута скорость полёта, равная скорости звука; всепогодный двухместный истребитель с мощной радиолокационной станцией на борту Ла-200 (1949); сверхзвуковой истребитель Ла-190 (1951) и др. Истребитель Ла-15 (1948), выпущенный малой серией (500 машин), стал последним серийным самолётом Лавочкина. В 1950-54 под руководством Лавочкина разработан беспилотный самолёт-мишень Ла-17 (с модификациями выпускался до 1993), применялся его разведывательный вариант в качестве беспилотного фронтового фоторазведчика (прообраз современных беспилотных разведывательных ЛА).
Реклама
Под руководством Лавочкина создан ряд образцов ракетной техники: первая отечественная система ПВО с зенитными управляемыми ракетами (стационарная зенитно-ракетная система С-25 «Беркут», принята на вооружение в 1955) для обороны Москвы от средств воздушного нападения противника; в 1957-60 испытана межконтинентальная сверхзвуковая стратегическая КР «Буря» («изделие 350», Ла-350) - первый в СССР аппарат, способный к длительному полёту в атмосфере со скоростью до 3817 км/ч. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1948). Награждён орденами Ленина (1941, 1943, 1950). Бронзовый бюст Лавочкина установлен в Смоленске.
Лит.: Асташенков П. Т. Дерзкие старты. М., 1976; Беляев И. Н. На службе Отечеству. М., 1988; он же. Честь и слава - по труду. Смоленск, 1991; Якубович Н. В. Истребители Лавочкина. Сломавшие хребет Люфтваффе. М., 2008.