Лазарев Виктор Никитич

Лазарев Виктор НикитичЛАЗАРЕВ Виктор Никитич [22.8(3.9).1897, Москва - 1.2.1976, там же], российский историк искусства и музейный деятель, член-корреспондент Академии Наук СССР (1943). Сын инженера Н. Г. Лазарева. Учился на историко-филологическом факультете Московского университета (1918-1920) у Н. И. Романова, Р. Ю. Виппера, Б. Р. Виппера, В. К. Мальмберга и др. В 1924 году окончил аспирантуру Института археологии и искусствознания РАНИОН, защитив диссертацию «Происхождение портрета в итальянском искусстве». В 1925 и 1926 находился в заграничной командировке в странах Западной Европы и в Турции. В 1924-38 хранитель отдела итальянской живописи, заведующий картинной галереей, заместитель директора по научный части ГМИИ. С 1927 сотрудничал с отделом искусств БСЭ, участвовал в 1-м и 2-м изданиях БСЭ (как автор, консультант, редактор-консультант). Один из основателей (совместно с И. Э. Грабарём) Института истории искусств Академии Наук СССР (ныне Институт искусствознания в Москве), где в 1945-60 возглавлял сектор живописи и скульптуры. Инициатор и автор 12-томной «Истории русского искусства», в которой им написаны все разделы по древнерусскому изобразительному искусству 11-15 веков.

Реклама

Лазарев - признанный мастер искусствоведческих атрибуций, один из крупнейших представителей знаточества в отечественной науке. В основе его научного метода - синтез формально-стилистического анализа с историко-культурным и иконографическими подходами, позволявший учёному достичь наибольшей полноты в характеристике идейного содержания и формального строя произведений искусства, его связи с историческим контекстом. Основные сферы научных интересов Лазарева - византийское и древнерусское искусство, искусство эпохи Возрождения в Италии, а также европейское искусство Нового времени. Преподавал в МГУ (с 1925; профессор с 1935; заведующий кафедрой истории зарубежного искусства с 1960); в 1935-48 профессор и заведующий кафедрой истории искусств МХИ. Лазарев является основателем современной московской школы изучения византийского, древнерусского и ренессансного искусства, его труды (всего около 200) и научная деятельность имели основополагающее значение для развития всего отечественного искусствознания в 20 веке. Почетный президент Международной ассоциации византинистов. Государственная премия СССР (1976). С 1977 МГУ проводит Лазаревские чтения - ежегодные международные научные конференции.

Соч.: О. Шпенглер и его взгляды на искусство. М., 1922; Н. П. Кондаков. М., 1925; Портрет в европейском искусстве XVII в. М.; Л., 1937; История византийской живописи. М., 1947-1948. Т. 1-2. М., 1986; Леонардо да Винчи. М., 1952; Происхождение итальянского Возрождения: В 3 т. М., 1956-1979; Феофан Грек и его школа. М., 1961; Константинополь и национальные школы в свете новых открытий // Византийский временник. 1961. Т. 17; Андрей Рублев и его школа. М., 1966; Русская средневековая живопись. [Сб. ст.]. М., 1970; Византийская живопись. [Сб. ст.]. М., 1971; Старые итальянские мастера. М., 1972; Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. М., 1973; Старые европейские мастера. М., 1974; Новгородская иконопись. 2-е изд. М., 1976; История византийской живописи. М., 1986; Русская иконопись. От истоков до начала XVI в. / Вступ. статья и ред. Г. И. Вздорнова. 2-е изд. М., 1994.

Лит.: Гращенков В. Н. В. Н. Лазарев (К семидесятилетию со дня рождения) // Византийский временник. 1968. Т. 29; он же. В. Н. Лазарев // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Сб. статей в честь В. Н. Лазарева. М., 1973; Вздорнов Г. И. Научная проза В. Н. Лазарева // Искусствознание. 1998. № 1; Попова О. С. В. Н. Лазарев // Древнерусское искусство: Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. СПб., 2002; Дюфренн С. В. Лазарев: итог одного труда // Там же; Список опубликованных трудов В. Н. Лазарева / Сост. В. Н. Гращенков // Там же.

С. М. Грачёва.